Уже похороненный, Ясир Арафат продолжает преследовать французских лидеров. Ослабленное слухами об отравлении раиса, палестинское руководство в лице премьер-министра Палестины Ахмеда Куреи снова обращается к Парижу за помощью. Оно требует, чтобы была внесена полная ясность в причины смерти. До последнего момента эта просьба не была удостоена ответа, якобы из-за врачебной тайны.
Внезапная кончина старого вождя, без которого немыслима существующая в мечтах Палестина, сделала народ осиротевшим, без государства и в состоянии войны. Перед лицом неизбежно неопределенного будущего подавляющее большинство палестинцев считает невыносимым неопределенность по поводу причин кончины Ясира Арафата и не понимает деонтологическую застенчивость французских военных врачей. Подпитываемая неловким молчанием властей в атмосфере глубокого горя все больше укореняется тема убийства, которая имеет видимые причины стать вполне логичной. Новое палестинское руководство понимает, насколько трудно будет остановить подобные слухи, которые уже очень широко распространились. 'Если бы они побыстрее отреагировали, они смогли бы положить этому конец. Но полностью занятые вопросами наследования, они дали им распространиться. А теперь уже поздно', признается близкий к руководству человек.
'Очень нездоровая обстановка'. Убийство предполагает осложнения в окружении жертвы, которое должно бы в первую очередь стремиться приглушить скандал. Все претенденты на наследование поста раиса естественно попадают под подозрение. 'Обстановка очень нездоровая. Все задаются вопросом, кому выгодно убийство, кто проник в окружение', продолжает тот же источник. 'Если это подозрение подтвердится, любому руководителю будет очень непросто возобновить переговоры с Израилем. Наступит время мести', заявляет Хассан Балауи, один из руководителей палестинского телевидения. Эта ловушка, которую не преминут использовать все претендующие на наследство, и объясняет призыв к Франции обойти врачебную тайну.
Формально не имея доступа к обширной истории болезни раиса, которая защищена правилами конфиденциальности клятвы Гиппократа, руководители Организации освобождения Палестины были проинформированы президентом Франции во время их краткого пребывания в Париже о результатах токсикологических анализов, а также о прогнозах врачей. Один палестинский врач долго консультировался со своими коллегами из госпиталя Перси. И очень точные сводки о состоянии здоровья тайно сообщались соответствующим инстанциям в палестинском руководстве. Однако, похоже, новое руководство считает, что только Жак Ширак мог бы вызвать необходимое доверие арабского общественного мнения.
'Сильно шокирован'. Клод Госган, депутат от партии Ширака СПБ в Париже, вчера откликнулся на эти просьбы. Депутат требует создания парламентской комиссии по расследованию причин смерти Арафата. 'Я сильно шокирован заявлением представительницы палестинских властей во Франции Лейлы Шахид, которая не побоялась сказать, что она не исключает предположения, что Ясир Арафат мог быть отравлен израильтянами, которые, по ее словам, уже пытались это сделать. Это слишком серьезные заявления в такой стране, как Франция'. Однако, Бернар Акуайе, председатель парламентской фракции, расценил 'эту просьбу как несовместимую с законодательством'. 'По французским законам ни одно лечебное учреждение и ни один медицинский работник не имеют права разглашать врачебную тайну или содержание истории болезни, если речь не идет о наследниках или членах семьи', напомнил этот депутат - врач по профессии.
Накануне министр иностранных дел Мишель Барнье дал такой же ответ на официальный запрос палестинского руководства. Врачебная тайна 'распространяется на любых граждан, как на самых знаменитых, так и на абсолютно неизвестных, - сказал он. - Медицинская карта, согласно закону и существующим правилам, будет передана тем лицам, имеющим на это право, которые обратятся за ней. Таким образом, семья Ясира Арафата сможет поступить по своему усмотрению'.