В четверг Буш официально приступает к новому сроку своего президентства. Ноам Чомски, один из его самых жестких критиков, не ждет ничего хорошего
Когда он выступает, залы переполнены, а его сторонники преклоняются перед ним, словно перед рок-звездой. 'Нью-Йорк Таймс' считает этого ученого-лингвиста 'величайшим из живущих ныне интеллектуалов'. Накануне начала серии 'Буш-2' Чомски дал интервью 'Вельт ам Зонтаг'.
Вельт ам Зонтаг: В четверг начнется второй срок правления Джорджа Буша-младшего. После его победы на выборах Вы не подумывали, как другие интеллектуалы, об эмиграции?
Ноам Чомски: Конечно же, нет. Эти выборы, в принципе, ничего нового о нашей стране не сказали. За каждого из кандидатов проголосовали, примерно, по 30 % граждан, имеющих право голоса. Даже если бы победил Керри, все равно ничего нового не произошло бы. Причина проста. В серьезном смысле слова, выборов, как таковых, не было. То, что называется у нас выборами, делается специалистами индустрии под названием 'связи с общественностью', теми же людьми, кто рекламирует зубную пасту или автомобили.
Вельт: Демократия, уничтоженная маркетингом, - Вы не упрощаете?
Чомски: Целью пиарщиков является создание образов, которые должны побудить потребителя купить определенный продукт. Они продают кандидатов, как зубную пасту. Программы почти полностью остаются за кадром. Доля избирателей, признавших, что выбрали кандидата, в соответствии с темами его программы, составила 10%. Большинство вообще не знало позиций кандидатов.
Вельт: Это очень похоже на расхожие предубеждения европейцев, считающих, что американцы плохо разбираются в политике и плюют на весь остальной мир.
Чомски: Для отдельно взятых людей - это неверно, но верно в отношении партий. Обе партии намного более 'правые', чем большинство людей в США. Опросы общественного мнения показывают, что большинство американцев выступают за подписание Киотского протокола и присоединение к Международному трибуналу. Большинство против применения силы.
Вельт: Звучит заманчиво, но можно ли этого ожидать от Буша?
Чомски: Нет. Финансовые издания в день его избрания писали об эйфории, царившей в правлениях крупных компаний. Вы думаете, правления радовались, потому что в лице Буша президентом был избран человек, выступающий против гомосексуального брака? Чушь. Они получили от этого правительства большие подарки и надеются на еще более крупные, - вот те нравственные ценности, которые олицетворяет Буш, и в этом он совершенно откровенен. Они хотят выбросить за борт ту прогрессивную систему собственности, которая была создана в результате многолетней борьбы. Социальное обеспечение, медицинское обслуживание малообеспеченных слоев продолжает сокращаться.
Вельт: То есть, это попытка, как в 80-е годы при Рейгане, - урезать власть Вашингтона, превратить государство в ночного сторожа?
Чомски: Напротив! Они хотят сильное государство, это не те консерваторы, которые были в старом понимании этого слова. Они хотят видеть сильное государство на службе у очень узкого круга лиц, в котором концентрируются деньги и власть. Остальные пусть сами думают, как жить. Они хотят, чтобы за их политику расплачивались следующие поколения. Прибыль нужна им сейчас, независимо от того, идет ли речь об уничтожении окружающей среды или о глобальном военном господстве.
Вельт: Согласно доктрине Буша, США угрожают потенциальным противникам превентивными ударами. Увеличивает ли это безопасность США?
Чомски: Самой опасной программой в мире сейчас является трансформация американских военных. Мы являемся свидетелями невероятного роста наступательного потенциала США. Достаточно подумать о милитаризации космоса.
Вельт: В своих книгах Вы пишете, что это может привести к гибели.
Чомски: Да, ведь другие государства не сидят просто так, сложа руки, и не считают, что это прекрасно. Потенциальные противники вооружаются.
Вельт: Вы имеете в виду, Иран и Северную Корею. . .
Чомски: Нет, я имею в виду традиционные ведущие державы. За время правления Буша Россия, как минимум, удвоила свои военные расходы, провела испытания новых ракет, создала более совершенное ядерное оружие. Россия впервые за последние годы начала проводить крупные военные маневры. То же самое относится и к Китаю. При этом вполне могут произойти аварии. Американские системы более надежные, но в то же время имеют и недостатки, потому что аварии могут быть предотвращены, но лишь в последний момент.
Вельт: Но ведь Буш не внес кардинального изменения в американскую внешнюю политику.
Чомски: Верно. Но при нем она стала более радикальной. Если правительство Клинтона стремилось к большему контролю в космосе, то Буш хочет быть его собственником.
Вельт: Как должно относится мировое сообщество к Ирану и Северной Корее?
Чомски: Эти государства представляют собой угрозу, это понятно. Но от угрозы, о которой говорят агрессивные военные круги США, они весьма далеки. Что бы Вы стали делать, если бы отвечали за политику безопасности в Иране или Северной Корее? Наверняка, Вы бы рекомендовали правительству, создавать ядерное оружие, - для устрашения.
Возьмем, например, Иран. Страна окружена государствами, которые сами обладают ядерным оружием или оккупированы США. Сверхдержава этого региона, Израиль, является в то же время мощной ядерной державой. Израильские военно-воздушные силы технологически превосходят авиацию любого государства-члена НАТО, за исключением США.
Вельт: Но разве можно мириться с ядерной программой Ирана?
Чомски: Ни один здравомыслящий человек не может желать, чтобы у Ирана было ядерное оружие. Это можно предотвратить, ослабляя опасность через поддержание экономических и дипломатических отношений. Угроза для США здесь относительно невелика, но они создают гигантский военный потенциал.
Вельт: Благодаря избранию Махмуда Аббаса, шансы успешного завершения процесса мирного урегулирования на Ближнем Востоке возросли. . .
Чомски: :о каком процессе Вы говорите? Нет, серьезно. Все не так уж хорошо. 30 лет назад, в 70-е годы, существовал широкий международный консенсус. . .
Вельт: . . .на основе известной резолюции ООН номер 242, которую ООП признала только в 90-х: Израиль, примерно, в границах до 6-дневной войны 1967 г., гарантии безопасности, право всех государств жить в мире. . .
Чомски: Подобные предложения часто поступали в Совет Безопасности, но США всегда накладывали на них свое вето. В результате они направлялись на рассмотрение Генеральной Ассамблеи. . .
Вельт: . . .которая может принять их только единогласно.
Чомски:. . .результаты голосования всегда были, примерно, 150 'за' и два-три 'против'. Потому что США удавалось убедить какую-нибудь Микронезию голосовать вместе с ними и Израилем. И до сих пор дело обстоит так же.
Вельт: Почему же США блокируют принятие подобных решений?
Чомски: Это очевидно. У США здесь стратегические интересы. Речь идет о том, чтобы окружить нефтедобывающие страны военными базами США.
Вельт: Не похоже ли это на аргумент 'кровь за нефть', только в ином обличье?
Чомски: Нет, непосредственной целью этой политики не является обеспечение доступа к нефти. Если бы энергетика США основывалась на солнечной энергии, то и тогда бы они проводили ту же политику. Как говорит Бжезинский. . .
Вельт: . . .бывший советник по безопасности президента Картера. . .
Чомски:. . . речь идет о контроле над ресурсами. Этот контроль стал бы для США средством давления на Европу и Азию.
Вельт: Несколько лет назад Вам исполнилось 76. Вы никогда не жалели, что кроме науки, лингвистики, активно занимались политикой?
Чомски: Если бы мир исчез, я с удовольствием сконцентрировался бы на решении интеллектуальных задач. Но пока этого не произошло, политическая активность - это не рациональное решение, а дело чести.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru:
Ноам Чомски: Аутизм империи янки ("Rebelion", Испания)
Ноам Чомски: Последствия войны Соединенных Штатов против Ирака ("Rebelion", Испания)
Ноам Чомски: Буш и его окружение - мафия, заправляющая на планете ("Rebelion", Испания)
Ноам Чомски: Ирак - это лишь репетиция ("El Pais", Испания)