Отряды специального назначения федеральной полиции Мексики, доставленные по воздуху из столицы страны, взяли под свой контроль пограничный со штатом Техас город Рейноса - один из основных контрольно-пропускных пунктов на трех тысячах километрах общей границы. Об этом сообщили в понедельник мексиканская пресса и СМИ южных штатов США.
650 полицейских, экипированных по последнему слову техники, прибыли в Рейносу по просьбе губернатора мексиканского штата Тамаулипас Эухенио Эрнандеса, который в письме на имя президента страны заявил, что штат не в состоянии самостоятельно справиться с организованной преступностью, которая активизировала свои действия с начала текущего года.
Возглавивший операцию министр общественной безопасности Мексики Рамон-Мартин Уэрта подчеркнул на состоявшейся в Рейносе пресс-конференции, что полицейские подразделения, усиленные армейскими частями, будут оставаться в городе, 'пока окончательно не разгромят наркокартели, развязавшие войну за передел рынков и сфер влияния как в штате Тамаулипас, так и на территории Соединенных Штатов'.
В минувшее воскресенье армейские части и отряды федеральной полиции установили контроль над Матаморосом - еще одним пограничным городом штата Тамаулипас. Эта мера была вызвана событиями прошлой недели, когда в тюрьме строгого режима 'Сеферино', расположенной поблизости от города, были убиты шестеро охранников и произошли беспорядки, спровоцированные главарями противоборствующих наркогруппировок, которые отбывают длительные сроки заключения.
В специальном коммюнике, посвященном событиям в Тамаулипасе, президент Мексики Висенте Фокс подчеркнул, что 'организованная наркопреступность бросила вызов государству, и оно должно ответить на него всей своей мощью'.
Впрочем, по сообщениям мексиканской и американской прессы, волна насилия бушует с начала этого года не только в одном штате, но на всей протяженности общей границы между Мексикой и США, что заставляет наблюдателей говорить о серьезной угрозе безопасности и государственности страны.
Как отмечается в докладе американского Агентства по борьбе с наркотиками (DEA), представленном на днях Конгрессу США, наркокартели, действующие в мексиканском штате Сонора, развязали в последние месяцы жестокое соперничество за рынки сбыта зелья в штате Аризона.
Сейчас Аризона превратилась в один из главных пунктов транспортировки марихуаны и кокаина в США, благодаря усилению границы в Калифорнии и Техасе. В 2004 году DEA перехватило на границе с Сонорой 322 тонны марихуаны и 3 тонны кокаина. Однако, по признанию специалистов агентства, это - лишь малая часть наркотиков, следующих через Аризону.
Пресса Аризоны сообщает о 'боевых действиях малой интенсивности', которые ведутся сейчас наркогруппировками не только с мексиканской стороны границы, но и переносятся на территорию США. 'Они расставляют снайперов на мексиканской стороне, и те обстреливают наши пограничные и полицейские патрули, отвлекая их, таким образом, от переправляемых через границу грузов наркотиков', - говорит Синтия Шарп, консул США в городе Ногалес (штат Сонора).
Не менее накалена обстановка и в крайней западной точке границы - городе Тихуана, который на протяжении десятилетий служит туристической Меккой для сотен тысяч граждан США, стремящихся провести свой уик-энд в Мексике, и основным центром сбыта наркотиков на калифорнийском участке границы. Здесь ведут войну две мощнейших наркогруппировки - 'Картель дель Гольфо' и 'Картель де Тихуана', главари которых управляют своими подчиненными из-за стен тюрьмы строгого режима 'Ла Пальма'. Только за 20 дней января в Тихуане в бандитских стычках погибло более 40 человек.
Со стороны штата Чиуауа границу штурмует преступная молодежная группировка 'Мара Сальватруча', состоящая из молодых жителей стран Центральной Америки, получивших боевой опыт в ходе многолетних гражданских войн, сотрясавших этот регион вплоть до начала нового века. В последние годы в их ряды влились тысячи мексиканцев, в массе своей уроженцев отдаленных сельских районов, где экономическая и социальная ситуация не предлагает им иных выходов, кроме промысла на большой дороге.
'Мара Сальватруча' насчитывает в своих рядах, по некоторым оценкам, от 200 до 300 тысяч человек, имеет 'филиалы' во всех странах Центральной Америки, в Мексике и в большинстве штатов США. Спаянная жесткой дисциплиной, организация занимается всеми видами преступной деятельности, от угона автомобилей и разбойных нападений до транспортировки и сбыта наркотиков.
Для правительств Гондураса, Гватемалы, Сальвадора, а теперь и Мексики 'Мара Сальватруча' стала подлинным бедствием, подобно цунами, захлестнувшим все крупные, пограничные и портовые города этих стран. Летом 2004 года лидеры стран Центральной Америки были вынуждены признать, что ни одной из них не под силу противостоять этой группировке самостоятельно, и решили создать объединенные механизмы борьбы с 'Мара Сальватруча'.
Необходимо отметить, что и остальные преступные сообщества, действующие на севере Мексики, помимо основных занятий, связанных с транспортировкой и сбытом наркотиков, не брезгуют другими видами преступного бизнеса. Так, в городе Нуэво- Ларедо, который граничит с техасским Ларедо, за последние пять месяцев 2004 года было похищено с целью получения выкупа 27 американских граждан. Все они - молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, в основном женщины.
Число похищенных граждан Мексики не поддается учету, так как люди, боясь мести со стороны преступников, предпочитают не обращаться в полицию. Ни у родственников похищенных, ни у официальных властей нет сомнений, что за этими преступлениями стоят наркогруппировки, и это обстоятельство крайне осложняет розыск и освобождение заложников. На сегодня в Нуэво-Ларедо освобождено лишь девять жертв похищений, два человека найдены мертвыми, остальные продолжают находиться в руках бандитов.
Следует признать, что в Мексике существует могущественная организационная структура, которая сегодня открыто противопоставляет себя государству с его законами, с его правоохранительной и судебной системами, с его вооруженными силами. И сейчас речь идет уже не только о противостоянии между государством и организованной преступностью, в эту борьбу вовлечено все общество, каждый мексиканец испытывает на себе, в той или иной мере, все ее эффекты и последствия.