Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Йоу, Блэр, ты помнишь, кто здесь главный?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
'Йоу, Блэр! . . . Знаешь, дело-то вот в чем: все, что здесь нужно - заставить Сирию, чтобы она заставила 'Хезболлу' прекратить всю эту фигню, - и все дела'. Иногда Джордж Буш дает сто очков любой пародии на себя. Возможно, конечно, в данном случае у него есть оправдание - ведь он пытался одновременно доесть русский бутерброд и обсудить с Тони Блэром, что делать с ближневосточной 'пороховой бочкой', к которой уже поднесен фитиль

'Йоу, Блэр! . . . Знаешь, дело-то вот в чем: все, что здесь нужно - заставить Сирию, чтобы она заставила 'Хезболлу' прекратить всю эту фигню, - и все дела'.

Иногда Джордж Буш дает сто очков любой пародии на себя. Возможно, конечно, в данном случае у него есть оправдание - ведь он пытался одновременно доесть русский бутерброд и обсудить с Тони Блэром, что делать с ближневосточной 'пороховой бочкой', к которой уже поднесен фитиль.

Дело было на Петербургском саммите, а микрофон, как оказалось, включен - в результате тончайшая международная дипломатия на высшем уровне свелась к косноязычному бормотанию, напоминающую беседу подростков.

Премьер-министр - теперь, как вы понимаете, его следует официально титуловать 'мистер Йоу Блэр' - выражался чуть адекватнее, но в его формулировках, мимике и жестах сполна проявилось подобострастие, характерное для его отношений с американским коллегой. Хотя занавес над этим самым интригующим тандемом мировых лидеров начала 21 века приоткрылся всего на минуту, мы увидели куда больше, чем хотелось бы Блэру.

Премьер министр, надеясь побудить американцев активнее реагировать на начало военных действий в Ливане, решил прощупать почву - не поддержит ли Буш идею о его 'блиц-турне' по Ближнему Востоку для мирных переговоров. Не отрываясь от бутерброда, президент без обиняков дал ему понять, что эту роль он отводит госсекретарю Кондолизе Райс (Condoleezza Rice). Говорил он с набитым ртом, но британский премьер все схватывает на лету. Блэр знает свое место, и на этой неделе его задача - не мешать американцам разобраться с ближневосточным кризисом по своему: то есть, судя по всему, сидеть сложа руки, пока Израиль не закончит разбирать 'Хезболлу' по винтикам.

Собственно, задача Блэра почти всегда сводится к тому, чтобы помогать Вашингтону делать то, что он захочет. В ходе дипломатических дебатов с другими странами ЕС именно Британия и Германия сыграли роль 'рупора' американцев, охладив пыл других членов Союза (который в очередной раз продемонстрировал слабость перед лицом кризиса), стремившихся возложить хотя бы часть вины на Израиль - за несоразмерную реакцию на провокационные действия. Блэр лишь в одном разошелся с Вашингтоном: он порекомендовал ввести в зону конфликта сильный международный 'стабилизационный контингент', чтобы создать 'буфер' между Израилем и укрепившимися в Ливане боевиками.

Все это весьма красноречиво свидетельствует сразу о нескольких особенностях характера Блэра: в том числе о том, что он априорно смирился с мыслью - особых успехов ему не достичь. Так, по его мнению, если Райс придется прибегнуть к челночной дипломатии, 'она, раз уж поехала, должна привезти какой-то результат, а если поеду я - я могу просто поговорить'. 'Я могу поехать и просто поговорить' - лучшей эпитафии для Блэра не сыщешь. Если в характере этого человека и есть какое-то своеобразие, то речь идет о его необычайной уверенности в собственном даре убеждения. Сегодня, когда его пребывание на посту премьера со скрипом приближается к концу, единственное, что у него осталось - это возможность 'просто поговорить'.

Но что это говорит о роли Британии в международных отношениях? Суть предложения Блэра такова: премьер-министр Великобритании отправляется на место 'прощупать почву', понимая, что успех и нежелателен, и маловероятен, и принять вину за неудачу на себя. Этому премьеру действительно нечего терять. Лидер в зените могущества вряд ли согласился бы потерпеть неудачу, чтобы дать возможность представителю дискредитированной вашингтонской администрации выйти на сцену вслед за ним, и приписать себе любой положительный результат.

Блэр явно осознает, что Америка стремится оттянуть мирный процесс в тот момент, когда события грозят выйти из-под контроля, но молча смирился, когда ему попросту сказали 'нет'. В общем, нашу страну возглавляет премьер, который по сути спрашивает разрешения у президента США, можно ли ему ездить в другие страны и вести переговоры о мире. В связи с этим возникает интригующий вопрос: как складывался бы тот же диалог, если бы на месте Тони Блэра оказался его преемник: я имею в виду, после 'уважительного' приветствия - 'Йоу, Браун'?

Теперь обсудим единственный пункт, по которому Блэр публично выразил несогласие с Бушем в связи с разразившимся конфликтом. Если Буш, судя по всему, склоняется к тому, чтобы дать Израилю самому разобраться с 'Хезболлой' - за прошедшую неделю он даже ни разу не позвонил израильскому премьеру - то подход Блэра, как показывают события в Ираке и Афганистане, состоит в том, что для достижения мира необходимо международное военное присутствие в зоне конфликта. Один раз - в Сьерра-Леоне - эта тактика сработала, но во всех остальных случаях она обернулась для него катастрофическими результатами. На сей раз он надеется, что Израиль и 'Хезболла' согласятся на ввод 'стабилизационного контингента' и создание двенадцатимильной буферной зоны. Учитывая, что обе стороны используют ракеты, чей радиус действия намного превышает 12 миль, эта идея в принципе представляется наивной. Кроме того, есть и другой вопрос: чьи войска должны войти в состав этих 'военно-полицейских' сил? Уж точно не британские и американские - ресурсы обеих стран и так перенапряжены, их репутация в регионе дискредитирована, да и на родине общественность вряд ли поддержит новую зарубежную авантюру.

Впрочем, больше всего в беседе Блэра с Бушем поражает убежденность обоих, что в арабском мире у них у них еще остался какой-то 'дипломатический капитал'. Они всегда учитывают мнение Израиля, но как быть с точкой зрения арабской стороны? Кроме того, они предпочитают не видеть связи между возросшей уверенностью и дерзостью 'Хезболлы' и иракской войной. Вчера, когда вопрос об этом был задан в радиоинтервью министру иностранных дел Великобритании Маргарет Беккет (Margaret Beckett), она отреагировала на него с возмущением. Не заметно и понимания того факта, что отношение Израиля к палестинцам тоже в немалой степени способствовало формированию, как выражается Тони Блэр, 'дуги экстремизма'.

В 'идеальном' мире, где живут эти лидеры, любой глава государства мановением руки способен заставить партизан утихомириться. По мнению Джорджа Буша, одного слова сирийского президента Ассада достаточно, чтоб 'фигня' прекратилась - как будто он из своего дворца в Дамаске способен 'регулировать' градус возмущения, которое вызывают в арабском мире США и, да, Британия. Исламистский экстремизм не 'регулируется' властными структурами. И на дипломатические коммюнике он тоже не реагирует. Теракты по всему миру - от Лондона до Мумбая - незачем координировать через 'Аль-Каиду'. Эта идеология укоренилась, она оплетает своей паутиной все новые регионы, и никакие 'рычаги управления' ей не нужны.

'Хезболла' - одно из порождений этой идеологии - не только приобрела героический ореол в арабском мире, но и успешно превратилась во врага 'нового типа'. В борьбе с этим 'кукушонком' в ливанском гнезде Тель-Авив руководствуется странноватой логикой (если таковая в его действиях вообще просматривается), полагая, что под градом израильских бомб у правительства Ливана каким-то образом появится больше возможностей решительно выступить против этой организации и ее сирийских покровителей.

Однако гневной силовой реакцией на Ближнем Востоке победы не добьешься, и друзья Израиля, не боящиеся критиковать его ошибки, надеются, что эти события могут стать тем поворотным моментом, после которого Тель-Авив, наконец, осознает, что многолетняя практика жестких ответных ударов не принесла ему ни мира, ни безопасности. Роль таких 'друзей-критиков', пожалуй, смогли бы сыграть Блэр и Буш - если бы они пользовались хоть каплей доверия в арабском мире.

____________________________________________________________

Буш 'без протокола': экспрессивно, но недипломатично ("The New York Times", США)

Йоу, Блэр, или что подслушано на саммите ("The Independent", Великобритания)

Разговор по душам с Бушем: прием нормальный ("The Washington Post", США)

Последняя капля в неудачах Блэра на саммите 'большой восьмерки' ("The Independent", Великобритания)

Путин блефует - Запад бросает карты ("The Financial Times", Великобритания)

Так правда ли, что Буш слишком туп, что быть президентом? ("Los Angeles Times", США)

Едкие шутки Путина больно ранят лидеров 'восьмерки' ("The Times", Великобритания)

А про Путина и холодец анекдот слышали? ("Los Angeles Times", США)