Выдающиеся успехи Путина, воодушевившего всю страну на реализацию своей программы, которая призвана обеспечить доминирующее положение России, поистине стали символом превращения страны в колоссальную силу на мировой сцене, в политического и экономического гиганта. Нет ни единой составной части в государстве, на которую не распространялось бы благотворное руководство Владимира Путина, президента Единой России (автор путает Российскую Федерацию и партию 'Единая Россия' - прим. пер.). Чтобы спасти Россию, Путин придумал восхитительный и даже в чем-то эксцентричный проект развития страны под названием "План Путина".
После развала СССР российские постсоветские элиты были деморализованы крахом советской империи и искали новые пути развития страны. На некоторое время идеология уступила место рыночным реформам, конкуренции и отказу от государственного управления. Тем не менее "люди государства" и "люди силы", известные в России как "державники" и "силовики", переломили эту тенденцию.
Националистическая риторика вновь заметно окрепла после того, как в 2000 году президентом России был выбран Владимир Путин, а мировые цены на нефть резко выросли. В связи с запланированным на 2008 год уходом Путина, даже несмотря на возможность, что он останется и на третий срок, его партия "Единая Россия" будет нуждаться в чем-то более веском, нежели теплые воспоминания о популярном президенте, чтобы сохранить поддержку и доверие избирателей. Ей нужна вразумительная политическая доктрина. И наконец-то была предпринята попытка такую доктрину создать.
Некоторую аналитическую ценность в отношении российского политического развития имеет модель, которую можно назвать "l'ètat, c'est Putin" ("государство - это Путин" - прим. пер.). Путин сконцентрировал полномочия в руках исполнительной ветви власти в ущерб законодательной и судебной ветвям, а также некогда могущественным региональным боссам. Исполнительная власть установила контроль над государственными предприятиями, которые ранее пользовались известной независимостью, и вмешалась в те сектора экономики, где прежде доминировали частные интересы. В Бангладеш в настоящий момент правительство, руководствуясь благим намерением отделить судебную власть от исполнительной, тоже пытается наконец-то сделать то, о чем давно мечтает население страны.
Однако чиновники, работающие в исполнительной власти, набрались наглости препятствовать этому процессу и не желают ослабления своего влияния на суды. Наблюдая за тем, как уменьшается реальная власть правительства, начинает казаться, что модель Путина "l'ètat, c'est" можно было бы попробовать применить и в Бангладеш. Путинская модель была создана для укрепления контроля над государственными предприятиями с целью содействия развитию страны, но мы могли бы применить ее даже шире: не только к государственным, но и к частным предприятиям, что серьезно поспособствует развитию предпринимательского класса. Мне кажется, наши энергичные предприниматели смогут привести страну на вершину успеха. Эта инициатива преследует две цели: утешить бюрократов сохранением власти в их руках и способствовать развитию страны под их умелым административным руководством.
Еще во время своего первого срока Путин провел чистку рядов внутри исполнительной власти, назначив на ключевые позиции своих преданных сторонников и ограничив возможности крупного бизнеса подкупать чиновников. Этот шаг также очень важен в том смысле, что если администрация и ее сотрудники (чиновники) не лояльны правительству, то стране трудно достичь великих целей. Поэтому правительство должно создавать максимальный комфорт для чиновников, чтобы добиться их лояльности, так как ее отсутствие разрушает фундамент государственного здания.
Таким образом, "Единой России" предстоит найти более долгосрочное идеологическое основание, нежели личная легитимность ее нынешнего главы, основание, которое обеспечит легитимность всех будущих лидеров. Чувство единения, гордости и общего дела, которые будут тесно связаны и с Путиным, и с "Единой Россией", - вот что поможет партии сохранить власть даже при слабом следующем президенте. В Бангладеш, где люди охотно бросаются в объятия самых разных идеологий вроде секуляризма, национализма, исламизма и пр., тоже необходимо вызвать чувство всеобщего единения и наконец-то скрепить нацию под эгидой ее предводителя. Наши лидеры, придя к власти, в большинстве случаев начинали действовать в собственных узких политических интересах, вместо того, что бы способствовать укреплению государства в целом. Кроме того, наши лидеры не осуществляли необходимой ассимиляции, которая примирила бы различия в их политических позициях. Идеологическая ассимиляция при Путине объединила все политические силы ради совместного труда на благо страны и триумфально превратила Россию в могущественную мировую державу. Хотя в то же время Путин приложил много сил и для укрепления позиций собственной партии в стране. В журнале "Newsweek" от 22 октября 2007 года было опубликовано эссе о Владимире Путине под названием "Вся власть партии власти!", в котором говорится, что партия Путина "имеет ячейки в каждой организации и контролирует назначения на любую ответственную должность от прима-балерины до бригадира маляров". Но не стоит считать подобное назначение на ключевые позиции компетентных членов партии непотизмом. Ведь непотизмом называется лишь выдвижение на теплые местечки (into the process of convenience) своих приближенных в тех случаях, когда это не связано с их реальными способностями соответствовать занимаемой должности.
Даже участие сильного лобби в выдвижении людей на престижные должности никоим образом не означает проявления непотизма. Идеологическая ассимиляция, которая определила бы общую иерархию ценностей (priority of all brands), необходима для развития Бангладеш. Именно это и делает Путин, пытаясь привести на смену личной популярности в качестве главы государства некое более долговечное идеологическое основание власти, которое придаст легитимность будущим лидерам страны.
С целью справедливого распределения богатства среди российского населения в "Плане Путина" сделан упор на национализацию стратегических ресурсов. Такая политика пока что неприменима в Бангладеш по причине ничем не ограниченной коррумпированности крупных чиновников, которая будет препятствовать этому. Но время покажет, если коррупция все же будет побеждена, сможет ли страна применить путинскую модель национализации стратегических ресурсов для распределения их среди населения Бангладеш.
Положение великой энергетической державы, конечно, приносит плоды для России в целом, но для членов политической, бюрократической и военной элиты, имеющей доступ к подконтрольным государству ресурсам, оно приносит больше выгод, чем для всех остальных.
Статус великой энергетической державы, влияя на внутриполитическую ситуацию в стране, также является для России средством защитить свой суверенитет и расширить влияние за рубежом. Самостоятельность нужна любому государству; и Россия с успехом ведет игру против своих соперников на мировых энергетических рынках, пытаясь отстоять собственные экономические интересы. У нас в Бангладеш тоже есть огромные запасы природного газа, угля, нефти и пр., и пристальное внимание к ним крупных держав наводит на мысль о том, что необходимо не только защищать независимость страны, но и гнуть собственную внешнеполитическую линию. Интересы иностранных игроков заключаются в захвате этих ресурсов, и они уже начали между собой борьбу за ценные активы.
Президент Путин (несмотря на то, что он был крупным чиновником у Ельцина и был назначен им в качестве преемника) спас Россию и ее ценные природные ресурсы от лап олигархов, так как никогда не шел на переговоры с теми из них, кто позволял себе воровать природные ресурсы у государства. В грядущий век порядка и демократии в Бангладеш алчные капиталисты и иностранные компании, такие как Asia Energy и Naiko, действующие с целью захвата ресурсов, будут преследоваться так же, как это делается в путинской России.
Эта статья должна послужить четким сигналом для нашей страны, что нужно делать в Бангладеш, чтобы поддержать респектабельный образ страны за рубежом и навести порядок у себя дома. Задачей нынешнего и будущего руководства Бангладеш должно стать превращение страны в серьезного игрока на международной арене и возвращение к тем ценностям, которые некогда сделали ее сильной и привели к победе в борьбе за независимость в 1971 году. И пусть путинская модель власти станет основой для превращения Бангладеш в преуспевающую мировую державу.
____________________________________________
Без Путина Россия будет более опасной ("The Independent", Великобритания)
Сдержать возрождающуюся Россию Путина ("The Guardian", Великобритания)