Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бельгия: печальная ситуация с политикой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Напряженность в отношениях между двумя этноязыковыми группами растет уже несколько десятилетий. Богатая Фландрия (сейчас это один из наиболее благополучных регионов во всей Европе, большинство граждан Бельгии проживает именно там) требует себе большей автономии, а франкоязычные граждане, проживающие в Валлонии, сопротивляются этому, опасаясь, что приток средств в их регион из федерального бюджета может прекратиться...

From the Economist Intelligence Unit ViewsWire

Политическая сцена Бельгии пребывает в плачевном состоянии

15 июля премьер-министр Бельгии Ив Летерм (Yves Leterme) подал в отставку в связи с затяжными дискуссиями по вопросам регионального самоуправления, после чего Бельгия погрузилась в пучину очередного политического кризиса. Пятисторонняя коалиция Летерма, в которую входили христианско-демократические и либеральные партии Фландрии и Валлонии, а также валлонские социалисты, была сформирована в конце марта; перед этим Бельгия девять месяцев вообще не имела постоянного правительства, что стало результатом неопределенного исхода всеобщих выборов, состоявшихся в июне прошлого года.

Своим решением об отставке Летерм как бы хочет сказать, что его коалиция не сумела уложиться в поставленный ею же срок до 15 июля и прийти к согласию относительно будущих шагов по децентрализации. Эта дата была утверждена вскоре после начала работы правительства и на тот момент представлялась весьма оптимистичной - с учетом того, что многие противоречия к тому времени уже были разрешены. Однако за несколько недель до наступления указанного срока стало ясно, что прогресса не наблюдается, а протесты против проекта реформ раздаются по обе стороны линии противостояния - как из северной голландскоязычной Фландрии, так и с юга, где проживают франкоязычные валлоны, а также из Брюсселя.

Теперь все внимание обращено на главу бельгийского государства, короля Альберта II; ожидается, что он проведет встречу с представителями противоборствующих сторон и решит, принимать ли отставку Летерма. Окончательное решение необходимо принять в ближайшее время, так как в конце этой недели парламент уходит на летние каникулы.

Тупик децентрализации

Правительство пятисторонней коалиции было сформировано после того, как предыдущее временное правительство приняло ряд вселяющих надежды инициатив, среди которых было компромиссное решение по бюджету 2008 года, а также небольшой пакет предложений по децентрализации. Беда, однако, в том, что все эти предложения и компромиссы касались наименее 'горячих' вопросов; самые взрывоопасные оставались на очереди.

Среди вопросов, вызывающих особенно острые противоречия, было, например, предложение переместить часть полномочий по финансам, труду и здравоохранению с федерального уровня на местный, а также труднейшая проблема двуязычного избирательного округа Брюссель-Халле-Вилворде. Дебаты вокруг последней буквально раскололи Бельгию, вбив клин между фламандцами и валлонами.

Напряженность в отношениях между двумя этноязыковыми группами растет уже несколько десятилетий. Богатая Фламандия (сейчас это один из наиболее благополучных регионов во всей Европе, большинство граждан Бельгии проживает именно там) требует себе большей автономии, а франкоязычные граждане, проживающие в Валлонии, сопротивляются этому, опасаясь, что приток средств в их регион из федерального бюджета может прекратиться. Валлония ранее была центром тяжелой промышленности, а теперь для нее наступили времена экономического спада (конечно, все относительно).

Округ Брюссель-Халле-Вилворде является крупнейшим в стране и единственным двуязычным. Фламандцы предлагают разделить его пополам, сохранив двуязычным Брюссель, но передав Халле и Вилворде в состав соседних фламандских округов. Валлоны не возражают против разделения как такового, однако хотели бы сохранить за франкоязычными жителями Халле и Вилворде права голосовать за франкоязычных кандидатов, а этого предлагаемый фламандцами сценарий не предусматривает.

Что же дальше?

Имеется несколько вариантов дальнейшего развития событий. Во-первых, король Альберт II может согласиться с отставкой Летерма, и тогда будут проведены досрочные выборы - вероятно, в октябре. Однако, как показали опросы, предпочтения избирателей не сильно изменились по сравнению с июнем прошлого года, так что есть вероятность, что в парламент пройдут те же партии, что и раньше, и кризис продолжится.

Другой вариант: король распускает правительство и назначает ответственного за переговоры с участием всех политических партий с целью формирования более устойчивого коалиционного правительства. Подобную роль мог бы сыграть, например, нынешний вице-премьер Дидье Рейндерс (Didier Reynders), или бывший премьер-министр Ги Верхофстадт (Guy Verhofstadt), возглавлявший временное правительство после прошлогодних выборов. Впрочем, маловероятно, что кто-либо из них сумеет прийти к приемлемому для обеих сторон конфликта компромиссу.

Третьим и, пожалуй, наиболее вероятным сценарием является следующий: король или отказывается принять отставку Летерма и тот сохраняет свой пост (либо в первоначальном виде, либо на ограниченный срок и с сокращенными полномочиями), или назначает временного исполняющего обязанности главы правительства, с которым оно сможет продолжать работу до июня 2009 года. В этот момент наряду с уже назначенными выборами в органы местного самоуправления и в Европейский парламент могут пройти выборы федерального уровня. При таком развитии событий партии смогут хотя бы попытаться прийти к согласию по вопросам социальной политики (если уж не по вопросу децентрализации). И, конечно, никто не гарантирует, что правительство, которое будет сформировано по итогам следующих выборов, сможет добиться какого-либо успеха на пути к преодолению охватившего Бельгию конституционного кризиса.

_____________________________________________

Рождение европейского сознания ("Le Figaro", Франция)

Марксова дилемма Европы ("The Economist", Великобритания)