Экономический кризис 2008 года разразился в мире, объединённом как никогда раньше и подчинённом логике функционирования рыночных механизмов.
В другие времена, как, например, в периоды великих международных кризисов 1873, 1929 и 1973 годов, развитие мира отчасти было обусловлено рыночной экономикой отдельных государств. Во времена экономических депрессий 1873 и 1929 годов в мире насчитывалось значительное количество колоний, привязанных к бывшим метрополиям (Великобритании, Франции, Голландии и Португалии), в которых существовали докапиталистические способы производства и потребления. Точно также во время экономических кризисов 1929 и 1973 годов было централизованное планирование экономического развития, как, например, в бывшем СССР.
Тем не менее, в настоящее время возросший уровень объединения труда в капиталистическом мире пошёл на спад в силу экономического кризиса, что поставило под угрозу главные движущие силы самого процесса глобализации, инициированного богатыми странами.
Без нового сообщества стран с динамично развивающейся экономикой, как, например, БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) послекризисный мир сможет и дальше двигаться по классическому пути дальнейшей централизации власти в руках наиболее богатых государств и сосредоточения капитала в не более чем 500 крупнейших транснациональных корпорациях.
После того, как правительства ряда стран предприняли определённые меры по выходу из всемирного кризиса 2008 года, некоторые, очень немногие государства добились бесспорных успехов, в частности входящие в сообщество БРИК. Уже с конца 90-х годов прошлого века экономики этих стран стали вносить немалый вклад в развитие глобальной экономики, а сейчас выступают в качестве главной силы, способствующей выходу из мирового кризиса 2008 года.
Исходя из нынешнего вектора развития мировой экономики, мироустройство эволюционирует от однополярного мира, образовавшегося после конца «холодной войны», к многополярному, о чём свидетельствуют всё усиливающиеся признаки упадки США. В этом же смысле и экономическое развитие меняет свой вектор ввиду разрыва связей между финансовыми системами отдельных государств и мировой финансовой системой.
С одной стороны, ослабление источников международной ликвидности, играющих основную роль в подпитке схем финансирования внутреннего и внешнего богатства, обеспечило возможность воссоздания государственных и региональных моделей финансирования. Ввиду продолжающегося истощения ресурсов стран, предприятий и семей, основа финансирования глобализации становится ещё более зыбкой. В слаборазвитые страны практически непрерывно идёт поток международных кредитов, хотя объём их несколько сокращается. В 2009 году им было выделено порядка 1,2 триллионов долларов, что на 200 миллиардов меньше, чем в предыдущем году.
Помимо трудностей, с которыми сталкиваются предприятия, размещающие свои сборочные конвейеры за рубежом, значительно сократилась внешняя торговля. Результатом этого является то, что в многополярном мире по-новому выстраиваются производственные схемы, основанные на новых государственных и региональных инвестиционных схемах.
С другой стороны, укрепление региональных валют приводит к образованию изменённых государственных и региональных банковских структур, поскольку предыдущая логика опустошения местных банков привела к тому, что все вклады перешли в небольшое количество всемирных банков. Вследствие этого было нарушено обязательство использования размещённых на банковских счетах средств в той же самой местности. Всё чаще накопленные банковские средства стали перемещаться из бедных регионов в более богатые, чему также способствовало сосредоточение банковских институтов в богатых странах.
Необходимо направить процесс глобализации по новому руслу, избегая повторения уже пройденного пути. В этом случае должна быть восстановлена модель всемирного финансирования и одновременно принята новая модель производства и потребления. Процесс глобализации нуждается в новых и компетентных лидерах, и именно на это нацелена нынешняя встреча глав государств БРИК.
Марсио Почманн, президент Института Прикладных Экономических Исследований