Министерство обороны США сейчас оплачивает путевые расходы для семей (супругов, родственников супругов, детей, родителей, братьев и сестер) на посещение мемориалов военнослужащих, погибших во время действительной службы. Это стало следствием недавно установившейся политики обязательного создания мемориалов в честь всех погибших на службе солдат на тех базах, на которых они служили. Это, в свою очередь, - результат резкого спада потерь американской армии в последние два десятилетия.
В 1991 году война в Персидском заливе показала, на что способны хорошо обученные и вооруженные американские солдаты при грамотном командовании. В ходе пятидневной кампании потери сил США составляли 12 человек на дивизию в день. Это был на тот момент исторический минимум, для сравнения, во время высадки в Нормандии пять задействованных в операции дивизий теряли более 1200 человек в день каждая. Однако это оказалось только началом. Потом был Ирак. Как люди из Пентагона, так и военные историки были поражены низким уровнем потерь в американских войсках во время вторжения 2003 года. Потери (ранеными, убитыми, пропавшими без вести) составляли около семи человек на дивизию в день.
С точки зрения боевых потерь, худшим днем для Америки в современной истории было 6 июня 1944 года - день «Д», день вторжения союзников во Францию. В высадке участвовали 73 000 американских солдат (большинство высаживались на берег с кораблей, однако около 20 процентов воспользовались парашютами и планерами), за 24 часа 2499 из них (3,4 процента) погибли.
Попробуем рассмотреть уровень потерь 2003 года в историческом контексте. Во время Второй мировой войны ежедневные потери каждой американской дивизии в среднем превышали сто человек. На русском фронте потери немецких и русских дивизий нередко доходили до нескольких сотен человек в день. Такой же, как во время Второй мировой, уровень потерь американцы сохраняли в Корее и Вьетнаме.
Опыт прочих стран был примерно таким же. В ходе впечатляющего германского завоевания Франции в 1940 году, когда страна была захвачена за шесть недель, немецкие боевые дивизии теряли (в среднем) по тридцать человек в день. Однако во время другой эффектной и победоносной кампании – Шестидневной войны 1967 года - израильские потери составляли 110 человек на дивизию в день. Во время менее эффектной войны 1973 года уровень их потерь понизился до 90 человек в день. Таким образом, по любым меркам можно сказать, что американцы научились избегать потерь. Эта тенденция продолжилась и после 2003. года. Когда иракские арабы-сунниты в конце 2003 года начали свою кампанию террора, и СМИ постоянно писали о случаях гибели американских солдат, никто не указал на тот факт, что потери достигали очередного исторического минимума. В 2004 году речь шла о 4,5 человека на дивизию в день, а в 2005-м уже о примерно 3,5. Причем все это время шли тяжелые бои, однако даже в самые напряженные моменты уровень потерь не превышал десяти человек на дивизию в день. В Афганистане он был еще ниже, и, вдобавок, было меньше потерь убитыми. Таким образом, смертность в американских войсках в Ираке была втрое ниже, чем во Вьетнаме, Корее и во время Второй мировой войны, а в Афганистане она была еще ниже, чем в Ираке.
С тех пор как силы США в октябре 2001 года вошли в Афганистан, в нем погибла тысяча американских солдат. Афганистан часто сравнивают с Вьетнамом, хотя размах операции в первом случае был намного меньше. Во Вьетнаме служило в десять раз больше американских военнослужащих, однако погибло их в 58 раз больше. Это означает, что шансы погибнуть у американского солдата во Вьетнаме были почти в шесть раз выше, чем в Афганистане.
Причины этого очень просты. Дело в том, что за это время улучшились снаряжение, тактика, вооружение, подготовка, уровень командования. Переход на добровольную армию повысил уровень интеллекта и физической подготовки солдат. К тому же многие полезные новшества, внедренные в армии за последние восемь лет, не известны широкой публике. Хорошие новости плохо продаются, и в данном случае, это определенно спасло немало жизней.
Кто-то может сказать, что Вьетнам нечестно сравнивать с Афганистаном. Хорошо, давайте вспомним, как в Афганистане в 1980-х годах воевали русские. Они потеряли 15 тысяч человек убитыми. Однако их контингент был вчетверо больше американского (до последнего усиления). Это значит, что в 1980-х годах у российского солдата было почти вчетверо больше шансов погибнуть, чем у его американского собрата в 21 веке.
Благодаря тому, что американцы стали гибнуть намного реже, появилась возможность сооружать мемориалы каждому погибшему. Во время Второй мировой войны мемориалами служили обширные воинские кладбища, на которых хоронили американских солдат. После Второй мировой, почти всех своих убитых США стали возвращать домой для погребения. Мемориалы в память особенно прославленных героев изредка создавались на военных базах. Однако в основном память погибших солдат увековечивали только в их родных городах, зачастую посредством мемориальной доски (в Нью-Йорке ее роль играют несколько стен), на которой перечисляются имена тех, кто погиб во Второй мировой и последующих войнах. Однако сейчас мемориалы стали непременным атрибутом военных баз.
Начало этому положила Война 1991 года в Персидском заливе, унесшая жизни 148 американских военных. Некоторые из частей, в которых они служил, создали в честь погибших мемориалы. После 11 сентября 2001 года это стало обычным делом. Сейчас это считается обязательным, но только из-за резко снизившегося уровня потерь.