На этой неделе, возможно, кое-кто могущественный в Москве ощутил холодок в своем позвоночнике, и вовсе не потому, что приближается зима. «Король грузоперевозок» со связями на высшем уровне, россиянин Виктор Бут, обвиняемый США в контрабанде оружия в мировых масштабах, был во вторник экстрадирован из Таиланда, чтобы предстать перед судом в Нью-Йорке. Буту угрожает пожизненное тюремное заключение, и его шанс выйти на свободу заключается в том, чтобы пойти на сделку с властями США, пусть даже от него потребуется рассказать кое-что о его друзьях в России, которые не помогли ему соскочить с крючка.
«И что же? — сказала его жена Алла в среду, давая интервью ежедневной газете «Коммерсант». — Раз Виктор оказался дороже американцам, чем своей собственной стране, пусть теперь делает все как они скажут, чтобы остаться в живых».
Но о чем именно может рассказать Бут?
Как рассказал один советник российского правительства по вопросам обороны, все восьмидесятые годы прослуживший в высших эшелонах КГБ, Бут знает достаточно, чтобы если не привлечь к уголовной ответственности, то во всяком случае опозорить большое количество российских генералов.
«Бут раньше был в военной разведке, так что он может рассказать, кто чем занимается в этих структурах», — сказал этот человек, пожелавший остаться неизвестным, потому что «эти грязные дела», как он сам выразился, требуют осторожного отношения. Но, по его словам, подобные откровения мало кому понравятся, особенно ЦРУ.
«Гораздо большую тревогу вызывает то, что он знает про торговлю оружием, а это очень мутное дело. Он знает о складах вооружений, может рассказать, каким из наших братских народов дают доступ к каким видам оружия, какие взятки платят за это оружие, как обходят нормы международного права и так далее. К тому же у него множество помощников, и всех их он может назвать по именам, потому что в одиночку такие дела не делаются. Конечно, все это очень неприятно».
Суд над Бутом должен начаться в начале нового года, и будет установлено, кто окажется причастным к этому делу. Судя по биографии Бута, однако, его связи доходят до самого Кремля. Бут и вице-премьер Игорь Сечин, хотя ни разу не говорили, что знают друг друга, в 1980-х годах служили военными переводчиками (типичная легенда для советского шпиона) в одних и тех же частях Африки. Сечин сейчас занимает одно из ведущих мест в кремлевском клане военных и служит правой рукой премьер-министра Владимира Путина, который сам раньше был агентом КГБ. Бут учился в Военном институте иностранных языков — кузнице советских тайных агентов, — а также отслужил в советской авиации, что позволило ему завести знакомства среди представителей военной элиты, хотя наличие связей с какой бы то ни было секретной службой России он всегда отрицал.
Вскоре после распада Советского Союза Бут купил несколько старых военных грузовых самолетов и, по данным американских следователей, воспользовался своими связями в вооруженных силах, чтобы доставать все — от автоматов Калашникова до беспилотных летательных аппаратов. Затем, как утверждается, он начал продавать это оружие самым злобным режимам и террористическим группировкам в мире, раздувая огонь конфликтов от Конго до Колумбии. По словам следователей, во время операции по его аресту в Бангкоке в марте 2008 года офицеры из Управления по борьбе с наркотиками в США притворились членами террористической группировки Революционные вооруженные силы Колумбии (FARC). Утверждается, что они договорились с Бутом о закупке невероятного количества оружия, включая ракеты «земля-воздух», а потом передали его тайским властям.
В среду в нью-йоркском суде Бут объявил себя невиновным по предъявляемым ему обвинениям в терроризме и контрабанде оружия; его адвокаты утверждают, что он — честный предприниматель, павший жертвой грязной кампании в СМИ, вызванной дискриминацией России. Российское правительство безоговорочно поддерживает Бута, как и подчиненные ему российские СМИ; так, во вторник все три крупных государственных телеканала показали репортажи, из которых следовало, что «тайная» экстрадиция Бута была проведена в нарушение международного права. Министр иностранных дел Сергей Лавров в эфире назвал процесс против Бута «вопиющей несправедливостью» и пожаловался на «беспрецедентное давление», оказанное США на власти Таиланда.
США так активно добивались экстрадиции Бута, что в России об этом было много разговоров, и многие наблюдатели видели в этом признак усилившегося желания Вашингтона контролировать распространение вооружений.
«Нет никакого практического смысла так сильно гоняться за Бутом, если все, что им нужно, — это поймать контрабандиста, — считает редактор журнала «Экспорт вооружения» Максим Пядушкин. — Посредниками в этом бизнесе работают десятки россиян, и нельзя даже сказать с уверенностью, что Бут был из них самым главным».
Сенатор от правящей партии «Единая Россия» Евгений Тарло сказал, что США, возможно, хотят воспользоваться арестом Бута как дополнительным средством «расширения своей гегемонии» над России.
«Это глубоко политическое дело, — сказал Тарло, общаясь с TIME. — Это демонстрация не международного правосудия, а американского могущества, и это очень опасно. Многие стали заложниками в этой игре».
Но Бут, когда его вели в наручниках по зданию тайского аэропорта во вторник, не был похож ни на заложника, ни на человека, которому грозит пожизненное заключение в тюрьму. Он насвистывал себе в усы, проходя мимо журналистов, как человек, у которого еще есть туз в рукаве, или даже два.