Эксперты по безопасности предупреждают, что произошедший в понедельник в Москве теракт с участием подрывника-смертника продемонстрировал слабые места всех аэропортов мира: незащищенные участки за пределами постов проверки внутри зданий, где сотни людей расхаживают безо всяких ограничений, прежде чем сесть в самолет или встретить своих близких.

Сегодня российский президент Дмитрий Медведев возложил вину за теракт в аэропорту Домодедово, в результате  которого 35 человек погибло и более 150 получило ранения, на «прорехи в безопасности». Террористы пронесли взрывное устройство в чемодане и привели его в действие в зале прилета международного терминала аэропорта.

Руководство Домодедова установило несколько металлодетекторов в нескольких местах по периметру аэропорта, но очевидно, их использовали лишь периодически. Но даже если бы эти детекторы действовали постоянно, в аэропорту было достаточно входов без них, и террористы вполне могли попасть внутрь без проверки.

В США Управление транспортной безопасности разработало довольно неоднозначную программу SPOT, в рамках которой 3000 тайных агентов-наблюдателей разгуливают по американским аэропортам, изучая мимику, жесты и выражение лиц людей в поисках террористов.

Но программа эта подвергается критике за то, что используемые в ней методы не нашли научного подтверждения. Кроме того, как сообщил сегодня телеканал ABC News, как минимум 17 известных террористов вполне успешно прошли проверку на безопасность в аэропортах, где были установлены сканеры по программе SPOT.

Как же можно усилить безопасность в аэропортах?

Корреспондент AOL News побеседовал сегодня с бывшим командиром элитного подразделения израильской армии по борьбе с терроризмом Рами Гершоном (Ramy Gershon), который работает в Международном институте по борьбе с терроризмом (International Institute for Counter-Terrorism) под Тель-Авивом. Темой беседы стала защита аэропортов от террористических нападений.

Гершон, являющийся экспертом по безопасности в аэропортах, также работал воздушным маршалом и инструктором воздушных маршалов в тель-авивском аэропорту Бен-Гурион, который считается самым безопасным в мире.

По словам Гершона, следует обратить внимание на сообщение российского информационного агентства «РИА Новости», приводящего слова неофициального источника, заявившего, что правоохранительные органы были заранее предупреждены о том, что три мужчины совершат в понедельник теракт в аэропорту. Но очевидно, что предотвратить его они не смогли.

AOL News: Что можно было сделать в целях более надежной защиты аэропорта Домодедово от теракта в понедельник, и можно ли было что-то сделать вообще?

Гершон: Разведка. Вот главное средство.

- Что вы имеете в виду?

- Читайте газеты! Они знали, что это случится. Самый важный инструмент для предотвращения терактов это должным образом поставленная разведка.

- У нас пока нет доказательств того, что они знали. Но все равно, как насчет всех тех случаев, когда информация о готовящемся теракте заранее не поступает?

- Разведке заранее становится известно о 97-98 процентах всех террористических актов. Если бы это было не так, бомбы взрывались бы по всему миру каждые две минуты. Сотрудники спецслужб работают во всем мире и в тесном взаимодействии друг с другом.

- Звучит как-то упрощенно.
- Если бы я думал как террорист, то я бы мог взорвать весь мир. Знаете ли, у них нет возможности делать все, что им заблагорассудится. И причиной тому разведка. Да, всегда может появиться псих-одиночка, решивший сойти с ума и подорвать бомбу или пострелять по людям. Но мы на самом деле боремся не против них.

- Наверное, большая проблема аэропорта Домодедово заключается в  том, что очень трудно обезопасить большие площади внутри здания перед тем, как вы проходите в зону безопасности.

- Да, можно сказать, что это большая дыра в заборе безопасности.

- Бен-Гурион в Израиле это самый безопасный аэропорт в мире. Что такого вы там делаете, чтобы обеспечить этот уровень безопасности?

- Все просто. У нас есть контрольно-пропускные пункты за три километра до входа в аэропорт. Мы имеем дело с терроризмом уже давно, вы помните. Мы в этой игре совсем на другом уровне.

- А что представляют собой эти КПП? Приходится ли затрачивать намного больше времени, чтобы добраться до аэропорта в Израиле?

- Вовсе нет. Все делается легко и быстро, без проволочек. Мы не заставляем людей выходить из машин. Наши люди заглядывают внутрь, они вежливы, но они вооружены. Они задают несколько  вопросов. Они подготовлены и знают, что надо искать. Примерно через 60 секунд вы можете ехать дальше.

- А будет ли такая система контрольно-пропускных пунктов работать в других аэропортах мира?

- Я как-то беседовал об этом со своим коллегой из Лондона, и он просто засмеялся. Он сказал: вы можете себе представить, какую пробку вы там создадите? То же самое в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. В эти аэропорты приезжает просто слишком много народа.

- А есть у вас какие-то другие меры безопасности, которые могли бы использовать у себя крупные аэропорты мира?
- Я не могу рассказывать обо всем, что имеется в израильских аэропортах. У нас там есть сотрудники в форме, но гораздо больше людей в штатском. Насколько я понимаю, в России проверяют только чемоданы. Я бы посоветовал им приобрести технические средства для обнаружения взрывчатки и металлодетекторы. И пусть в аэропортах работают маршалы со служебными собаками.

- Какие крупные аэропорты самые безопасные?

- Аэропорт имени Джона Кеннеди и аэропорт Ньюарк хорошие. Лас-Вегас неплохой. Хитроу и Шарль де-Голль нормальные. Берлин нормальный. Мюнхен тоже.

- А самые опасные аэропорты?
- Называть их я не буду, но такие аэропорты можно найти в Африке, в некоторых странах бывшего восточного блока, в некоторых развивающихся странах на Дальнем Востоке. У них либо нет техники и денег, либо люди там не понимают, что им нужно делать.