ОАО «ЛУКОЙЛ», российский крупнейший негосударственный нефтяной концерн, рассчитывает на нефтяные и газовые инвестиции в американские сланцевые месторождения, заявил президент компании Вагит Алекперов.
«Если нам посчастливится найти хорошего партнера, мы готовы активно участвовать в операциях в США», - заявил Алекперов в интервью на CERAWeek, хьюстонской конференции, которую проводила организация IHS Cambridge Energy Research Associates.
Алекперов присоединился к целому ряду компаний, которые занимаются поисками возможностей в секторе американской сланцевой индустрии, с целью получения технологий бурения для извлечения как нефти, так и газа. Exxon Mobil Corp. (XOM) купила производителя сланцевого газа XTO Energy Inc. за 34,8 миллиарда долларов в июне прошлого года, а PetroChina Co. в прошлом месяце сделала свои самые крупные инвестиции за океаном, приобретя долю в Encana Corp. в сланцевом месторождении в Канаде.
Сланцевые запасы состоят из плотных скалистых слоев, которые разбивают для освобождения хранящихся нефти и газа. Прогресс в развитии направленного бурения и так называемый процесс гидравлического разрыва позволили увеличить производство на сланцевых месторождениях. Гидроразрыв впрыскивает воду, песок и химикаты в скалу, чтобы разбить ее.
Алекперов заявил, что хочет иметь возможность применять эти технологии на богатых месторождениях сланцевого типа в России. ЛУКОЙЛ уже экспериментирует на Баженовских образованиях в Западной Сибири, которые обладают «огромными запасами жидких углеводородов», - заявил он.
Сибирский сланец
ЛУКОЙЛ ищет новые пути извлечения нефти в то время как российская нефтяная промышленность находится «на распутье», отмечает Тэйн Густафсон, российский специалист консультационной компании в области энергетики IHS CERA.
Россия увеличила производство до более чем десяти миллионов баррелей в день с примерно 6,2 миллиона в 1999 году при помощи применения технологий, таких как заполнение водой и направленное бурение на старых месторождениях советских времен. Теперь эффект от применения этой техники уменьшается в таких регионах как Западная Сибирь, сказал Алекперов.
России требуется применение западной технологии, а также западный капитал для разработки запасов в Арктике и в Восточной Сибири, отметил Алекперов.
После нескольких лет простоя, сейчас в России отмечается всплеск транзакций.
ВР достигла соглашения об обмене акциями на 7,8 миллиарда долларов с государственной компанией «Роснефть», хотя против этой сделки и выступают российские партнеры ВР – компания ТНК-ВР. 3 марта французская Total SA согласилась приобрести за 4 миллиарда долларов 12% российского ОАО «Новатэк». Обе компании хотят разрабатывать месторождения в российской части Арктики.
ЛУКОЙЛ стал первопроходцем в подобных сделках, когда компания ConocoPhillips (COP) получила долю в компании, порой доходившую аж до 20%. С тех пор ConocoPhillips успела продать свою долю в ЛУКОЙЛе в рамках осуществлению программы по освобождению от активов. Алекперов сказал, что ему не нужен новый партнер для замены ConocoPhillips, заявив, что ЛУКОЙЛ получил ноу-хау, которые ему требовались, от сервисных компаний, таких как Baker Hughes Inc. (BHI) и Halliburton Co. (HAL).
Совместные предприятия
Международные нефтяные и газовые компании продолжат использовать форму совместных предприятий для разработки сланцевых месторождений в США, заявил Майкл Ванг, директор по исследованиям в IHS Herold, накануне на конференции CERAWeek.
В то же время соглашения действительно продолжают заключаться. В прошлом месяце австралийская BHP Billiton Ltd., крупнейшая горнодобывающая компания в мире, достигла соглашения о приобретении у Chesapeake Energy Corp. (CHK) из Арканзаса ее активов в секторе сланцевого газа за 4,75 миллиарда долларов.
В том же месяце Chevron Corp. (CVX) завершила сделку по покупке за 3,58 миллиарда долларов компании Atlas Energy Inc. (ATLS) для увеличения своей доли в месторождении сланцевого газа Marcellus Shale на востоке США.