В штаб-квартире НАТО открылась выставка, приуроченная к 50-летнему юбилею полета Юрия Гагарина. Сотрудники альянса и посетители смогли познакомиться с архивными фотографиями и документальным фильмом, собравшим кадры хроники и воспоминания современников-участников проведения полета космического корабля «Восток-1». Выставку открыл российский постпред при НАТО Дмитрий Рогозин в присутствии представителей Роскосмоса, чиновников НАТО, прессы и посетителей. На выставке Дмитрий Рогозин поделился с «Голосом Америки» своим видением проблем освоения космоса.
Анна Введенская: Многие посетители выставки говорили о том, что романтизм в освоении космоса, который представляет Юрий Гагарин, ушел вместе с эпохой. Сегодня космос будет задействован для создания систем безопасности – ПРО. Войны перемещаются в космос?
Дмитрий Рогозин: Во-первых, мы считаем, что этих космических войн быть не должно. Налогоплатильщики на то и отчисляют налоги, из которых получают деньги чиновники и дипломаты, чтобы они урегулировали конфликты. Все настоящие угрозы можно разрешить политико-дипломатическим путем, при наличии желания. Иранское руководство ищет дополнительне гарантии безопасности для своего народа. Необходимо определить мотивацию поведения элит, почему они хотят создания оружия: для вероломного нападения или защиты? Это касается любой страны и Ирана в том числе.
- Но где гарантии безопасности со стороны Ирана?
- Я не верю в то, что в одну страшную ночь иранцы планируют напасть на мирно спящую Европу. Любая страна, свершившая такое поползновение, будет немедленно стерта в порошок совместными усилиями. Логичнее, что страна создает оружие, потому что испытывает
дефицит безопасности, надо понять мотивацию. Создание ПРО должно начинаться именно с анализа амбиций элит тех или иных стран, которых рассматривают как потенциального агрессора.
- Вы считаете, что милитаризации космоса можно избежать?
- Нужно избежать! Если мы выведем оружие в космос, то сфера жизни человека будет подвергаться еще большей опасности. Многие военные оправдываются тем, что эти технологии могут быть использованны в мирных целях, но это отговорки военно-промышленного комплекса. Современное человечество, проходящее через процесс глобализации, должно задуматься над тем нужна ли новая реальная гонка оборонительных воружений. И гонка оборонительных вооружений не чем не лучше, чем наступательных, потому что одна тянет за собой другую...
- То есть, и противник, и угрозы, по-вашему, мнимые?
- Военные не могут существовать без противника. И в подготовке отражения ударов воображаемого противника, проходит отток ресурсов на негодные цели. К тому же, пример трагедии в Японии показывает, что природа может разрушить любые, даже самые совершенные человеческие замыслы. Кто может гарантировать, что использование ближнего космоса в военных целях не породит техногеннных катастроф?..
Космические войны – сценарий для пессимистов
«Рассуждать о том, что угрозы со стороны Ирана нет – ошибочно, так как процесс обогащения урана идет значительно более быстрыми темпами, чем предполагалось, – сказал «Голосу Америки» исследователь проблем безопасности Французского института международных отношений IFRI Corentin Brustlein Корентэн Бруслэн. – Напротив, Северная Корея несколько замедлила ход в осуществлении военных программ. Посол Рогозин считает нападение на Европу гипотетическим, но военные эксперты уверены, что мишенями могут стать и Европа, и союзники США в странах Персидского залива».
«Далее, не стоит смешивать системы для аттаки и обороны: у ПРО нет ведущей системы, или гида, которая позволила бы ей поражать объекты на земле, хотя в ближнем космосе ПРО сможет уничтожет саттелит, - продолжил французский ученый, – но основная проблема России с приятием ПРО – страх утраты способности эффективно отражать аттаки противника, то есть снижение российского военного потенциала».
Корентэн Бруслэн считает, что страсти вокруг ПРО в значительной степени нагнетаются пессимистически настроенными политиками, поэтому НАТО и стремится включить Россию в процесс создания ПРО, хотя такое сотрудничество сегодня невозможно по техническим причинам, политическое участие России, если не необходимо, то чрезвычайно желательно.
Будущее космоса в руках США и Китая
«Сегодня мы говорим о милитаризации космоса с теоретических позиций, – сказал «Голосу Америки» брюссельский эксперт по вопросам безопасности Данила Бочкарев. – Но при полном развертывании ПРО, система будет получать сигналы о всех запусках ракет с территории РФ и гипер-звуковыми крылатыми ракетами сможет их обезвреживать. Пока России нечего противопоставить в ответ, а НАТО уже обладает 3-4-кратным превосходством над Россией, и этот разрыв все разрастается. Трудно сказать, способна ли Россия замедлить или затормозить процесс создания ПРО в ближнем космосе: проходят разные технические консультации, в российской прессе появились заявления специалистов о том, что готовится ответ на систему ПРО.
Однако уже сегодня из глобальных тенденций ясно, что перспектива милитаризация ближнего космоса будет лежать не в плоскости отношений Россия-НАТО, а Китай- США».