Инвестиции в быстро растущие финансовые рынки стран с развивающимися экономиками являются привлекательными, несмотря на кризис в Северной Африке и инфляционную опасность в Азии. Автор рассказывает о том, как инвесторы участвуют в экономическом росте Китая, Бразилии, а также России и кто из управляющих крупными фондами им при этом помогает.
Во Франкфурте китайцев можно встретить повсюду – и не только как туристов у городской ратуши (Ремер) или у церкви (Святого) Павла – производитель дамских сумок с высокопарным названием Powerland как раз недавно собрал на фондовой бирже 75 миллионов евро в качестве инвестиций. Они должны быть направлены на строительство филиалов в Китае. Китайцы даже пытаются подобраться к Европейскому Центральному банку (ЕЦБ): для его престижной франкфуртской новостройки китайская фирма Yuanda поставляет окна, а также детали фасадов, а до этого она занимались оснащением гигантского офисного здания The Squaire, сопряженного с аэропортом и вокзалом.
Китай везде
Эта гигантская империя с 1,3 миллиарда жителями давно уже оказывает заметное влияние и на международный рынок ценных бумаг. Коммерческий банк Китая (Commercial Bank of China) или нефтяной гигант Petrochina входят в число самых дорогих предприятий в мире.
Представленный недавно в Китае пятилетний план включает в себя амбициозные цели, в соответствии с которыми должна быть укреплена национальная экономика. Планируется освободить страну от фиксированности на экспорт, увеличить в этом году социальные расходы на 18%, поднять минимальный уровень оплаты труда, а также пустить в свободное плавание национальную валюту. Китай уже опередил Японию, став второй экономикой в мире, и превращение Китая в экономическую державу номер один вместо США – это только вопрос времени. Согласно прогнозу банка HSBC, это произойдет в 2050 году, тогда как, согласно подсчетам британского кредитного учреждения Standard Chartered, это может случиться уже в 2030 году. Недавно объем промышленного производства в Китае превысил соответствующие показатели в Соединенных Штатах. Уже сейчас в Германии курсы акций начинают падать, если китайская экономика тормозит. Когда, например, город Пекин объявил об ограничениях для легковых автомобилей, акции компаний BMW и Daimler покатились вниз.
Заниженные показатели
Однако вся эта мощь не помогает. В мире составителей индексов показатели Китая занижаются. Такие компании как Standard & Poor’s, а также MSCI Barra помещают отдельные страны или целые регионы в корзины и составляют общие рейтинги. При этом биржевые показатели и находящиеся в обороте акции определяют вес страны или акционерного общества в виде индекса.
Китай считается страной и развивающейся экономикой, то есть это быстро прогрессирующее государство, превращающееся из аграрного в индустриальное. Тем не менее Китай еще не принадлежит к избранному кругу индустриальных наций. Во влиятельном мировом индексе акций предприятий, составляемом MSCI, фигурирует только Гонконг. Акции котирующихся там предприятий, но расположенные на основной китайской территории, приписываются Китаю, и в любом случае эти данные попадают в индекс MSCI для государств с развивающимися экономиками. Однако этот индекс уже давно не учитывается многими инвесторами в такой же степени, как данные вездесущего мирового индекса акций.
Индекс государств с развивающимися экономиками содержит 17% китайских акций, затем следует Бразилия с 15% и Южная Корея с 14%, а также Тайвань с 11%. Собственно, это анахронизм, так как перечисленные страны уже давно преодолели отставание в развитии в сравнении с индустриальными странами.
Самые высокие значения в индексе стран с развивающимися экономиками имеет южнокорейская компания Samsung , российский газовый гигант Газпром, бразильская нефтяная фирма Petrobras, производитель полупроводников Taiwan Semiconductor, а также бразильский сырьевой концерн Vale – все эти концерны являются мировыми лидерами в своей области.
Увеличение индекса стран с развивающимися экономиками на 15% в год произошло не в последнюю очередь благодаря ежегодному росту курса акций в последние десять лет в среднем на 15%. В отличие от этого инвестиции в ведущий индекс MSCI Welt находятся немного ниже курса вхождения, и эти показатели в годовом исчислении находятся в среднем на уровне 0,1%.
Управляющие фондами с широким горизонтом вложений все меньше задумываются о происхождении тех компании, в которые они вкладывают деньги. Для них главное то, чтобы эти предприятия могли выдерживать глобальную конкуренцию, и при этом не важно, находятся ли они в Бразилии или в Соединенных Штатах. Крупные предприятия из индекса стран с развивающимися экономиками уже широко представлены в портфелях самых разных инвестиционных фондов, в том числе таких как DWS Vermoegensbildungsfonds 1, UniGlobal или M&G Global Basics. И даже в том случае, если количество инвестиций в страны с развивающимися экономиками в некоторых фондах не превышает 10%, косвенное влияние этих рынков все равно является более значительным.
Инвесторы из инвестиционных фондов, покупающие акции европейских или немецких предприятий, также зависят от показателей экономического роста в странах с развивающимися экономиками. Siemens, BMW, испанский телекоммуникационный концерн Telefónica или французский производитель товаров класса люкс LVMH получают до трети прибыли на развивающихся рынках Азии, Восточной Европы и Латинской Америки.
Нет совершенно никаких оснований считать эти рынки экзотическими. Для крупных стран с развивающимися экономиками существуют специальные фонды по странам, а также региональные фонды, менеджеры которых могут выбирать наиболее перспективные предприятия этого региона. И все наиболее известные индексы уже существуют в виде котирующихся на бирже фондовых индексов или так называемых торгуемых на бирже фондов (ETF).
Если кто-то готов к большим рискам, то такому инвестору инвестиционные фонды могут предложить продукты за пределами уже зарекомендовавших себя стран с развивающимися экономиками, и такие варианты способные серьезно пощекотать нервы. Речь идет о так называемых пограничных фондах, которые инвестируют средства в такие меньшие по размеру рынки как Вьетнам, Нигерия или Казахстан, то есть в те рынки, которые находятся вблизи государств с развивающимися экономиками.
В 2010 году биржи в странах с развивающимися экономиками находились в состоянии эйфории, которое было вызвано их бурным ростом. Однако в январе 2011 году тренд поменялся – инвесторы так же быстро вывели свои миллиарды с этих рынков, как они их и вложили.
Торгуемые на бирже фонды подстегивают курсы
Политические волнения в арабских странах и на Ближнем Востоке, а также страх перед более высокой инфляцией в Бразилии, Китае, Индии и Индонезии опрокинули курсы. Азиатские и латиноамериканские биржи понесли потери, и только Россия прибавила, так как она в результате растущих цен на нефть смогла извлечь пользу из кризиса. Работающие с Китаем и Гонконгом биржевые фонды вначале квартала находились под сильным давлением, что вынуждало инвесторов сбрасывать акции, однако в марте вновь появилось большое количество покупателей.
«Активность на рынке показывает, что инвесторы при помощи работающих на бирже фондов могут быстро сокращать или увеличивать свои вложения в странах с развивающимися экономиками», - подчеркивает Дебора Фер (Debora Fuhr) из аналитической группы по работе с ETF американского инвестиционного фонда Blackrock. Быстрое вхождение и выход облегчаются за счет того, что инвесторы вместо огромных комиссионных платят только весьма умеренные сборы.
Судя по всему, многие инвесторы пожалели о том, что они ушли с рынка в начале 2011 года. «Попытка вернуть свои позиции в ситуации большой неопределенности и волатильного рынка представляется удивительной», - отмечает Адриан Цюрхер (Adrian Zuercher) - аналитик банка Credit Suisse. Штефан Кайтель (Stafan Keitel) - главный стратег по инвестициям Schweizer Bank – в связи с этим вновь подумывает о том, чтобы в своей стратегии инвестирования уделить значительно больше внимания странам с развивающимися экономиками. По его мнению, ожидаемое сокращение инфляции, а также повышенная оценка рынков свидетельствуют в пользу подобного рода шагов.
«Инвесторы проявляют слишком много беспокойства по поводу опасности роста инфляции», - отмечает Ален Конуэй (Alan Conway) - менеджер фонда по странам с развивающимися экономиками британского инвестиционного фонда Schroder. По его мнению, цены на продовольственные товары в последнее время сильно выросли, однако при хорошем урожае может начаться их снижение в третьем квартале. Основной уровень инфляции, за вычетом стоимости энергоносителей и продовольственных товаров, остается стабильным. «В большинстве стран нет причин для значительного повышения процентных ставок», - подчеркивает Конуэй. К тому же предприятия почти не почувствовали увеличения процентных ставок. «Их доходы на 15-20% больше, чем показатели инфляции», - добавляет он.
После падения курсов и увеличения доходов страны с развивающимися экономиками с их коэффициентом цена-чистая прибыль в 10,5 пунктов не являются дорогими, если учитывать ожидаемые доходы. Для сравнения: коэффициент цена-чистая прибыль предприятий, входящий в индекс Dax, составляет 10 пунктов, однако показатели роста у некоторых из них слабее.
Существуют преувеличения в оценке потребительских товаров, у которых в прошлом году была очень высокая курсовая прибыль. Конуэй настроен оптимистично в отношении Китая, где коэффициент цена-чистая прибыль на основе ожидаемых доходов является исключительно высоким. У него в портфеле имеются акции крупнейшей угольной компании страны China Shenhua Energy, и он также расставляет другие акценты, вкладывая деньги в Южную Корею и Таиланд.
Одним из самых успешных фондовых менеджеров, работающих на рынках стран с развивающимися экономиками, является Джонатан Асанте (Jonathan Asante) из австралийского инвестфонда First State. В отличие от многих своих коллег он не советует инвесторам в настоящее время покупать акции, ориентируясь на индексы государств с развивающимися экономиками. Самые важные предприятия из этого индекса стали слишком дорогими. Он демонстрирует это на примере американского оператора супермаркетов Wal-Mart, коэффициент цена-чистая прибыль которого на основе ожидаемых в 2011 году доходов составляет 12 пунктов, и это наполовину ниже показателя его мексиканской дочки, который достигли 26 пунктов. Асанте, который может делать приобретения для фонда стан с развивающимися экономиками (First State Emerging Markets) без учета данных индекса, имеет в настоящее время акции многих предприятий из Тайваня, Южной Африки и Кореи.
Сначала Бразилия, затем Россия
Фавориты у руководителей фондов постоянно меняются. Бразилия в 2009 году с плюсом в 120% была самым сильным рынком среди стран с развивающимися экономиками, однако в 2010 году у нее были, скорее, достаточно средние показатели -15% прироста. Сегодня, как считает Конуэй, эта страна находится в сложном положении. Центральный банк Бразилии борется с инфляцией при помощи повышения процентных ставок и привлекает тем самым в страну большое количество спекулятивного капитала, который занимается поиском высоких ставок. «Вследствие этого курс реала понижается, и рост экономики тормозится», - считает Конуэй и держит бразильские акции в своем фонде только в той пропорции, в какой они представлены в соответствующем индексе. Он не считает, что рост курса реала сможет обеспечить повышение курсовых показателей.
В настоящее время все предпочитают Россию
Российский рынок тесно связан с ценами на нефть. Конуэй покупает российские акции, хотя управляющие фондами в этом стране жалуются на отсутствие транспарентности на многих предприятиях. Вмешательство политических сил приводит к понижению курса. Поэтому Россия, являющаяся благодаря своим запасам нефти и природного газа одним из самых привлекательных рынков акций в мире, имеет коэффициент цена-чистая прибыль всего 8 пунктов.
«Существует мнимая стабильность в некоторых авторитарно управляемых государствах», - считает Дамьен Бюше (Damien Buchet) - глава кредитной группы по работе со странами с развивающимися экономиками компании Axa Inversment Managers. Политическое спокойствие в такого рода странах может быть обманчивым, и поэтому Бюше особенно внимательно относится к рынкам таких стран как Таиланд, Венесуэла, Россия и Мексика.
Несмотря на потери в прошлом, инвестиции в российские фонды оказались для смельчаков очень выгодными. Тот, кто приобрел акции в фонде Clariden Leu Russia в 1997 году, вынужден был ждать семь лет, прежде чем фондовые курсы сравнялись с самыми высокими показателями 1997 года. Начиная с 2004 года биржевые показатели выросли втрое, однако в 2008 году они упали на 76%. В 2009 году российский фондовый рынок вновь показал хороший результат – 130% роста. Те инвесторы, которые все это выдержали, получили 17% роста ежегодно. Фонд Clariden Leu имеет в настоящее время акции Сбербанка и Газпрома, однако доля акции одной компании – это характерно для всех инвестиционных фондов – ограничена 10%. Тот, кто хочет сделать более весомые ставки на растущем нефтяном и газовом рынке, должен покупать у российских торгуемых на бирже фондов. Газпром в некоторых индексах выходит на 20%, и вместе с компаниями «ЛУКОЙЛ» и Роснефть занимает господствующее положение в котировках ETFs.
Тунис и Египет, граждане которых недавно свергли своих диктаторов, являются частью региона, который в финансовой сфере обозначаются сокращением MENA (Middle East, North Africa – Ближний восток, Северная Африка) и включаются в региональный фонд. Их курсы с начала года понизились в среднем на 15%. Некоторые фонды не могли работать в течение почти двух месяцев, так как египетская фондовая биржа была закрыта и курсы акций там не определялись.
Стратеги фонда Franklin Templeton исходят из того, что политические риски этого региона уже учтены в существующих биржевых курсах. Во многих странах во время демонстраций речь не шла о попытке переворота, а о реформах и инвестициях. Так, например, Саудовская Аравия и Кувейт будут теперь инвестировать в электро- и водоснабжение, а также улучшать социальные показатели. В других странах этого региона обещанные более высокие субвенции и заработные платы могут оказать стимулирующее влияние на экономику.
Турция представляет шансы
Турция как связующее звено между Европой и Азией, а также сосед тех государств, где были свергнуты прежние руководители, уже в течение многих лет реализует программу реформ, которыми только еще предстоит заняться другим странам группы MENA. Политическая ситуация в этой стране стабильна, и молодое население при 12% безработицы имеет шансы на получение рабочих мест. Благодаря относительно стабильной ситуации в государственных финансах позиции Турции могут быть повышены рейтинговыми агентствами. Внутренний рынок бурно развивается, и Турция обладает солидной отраслью промышленности, производящей средства производства.
Для турецких фондов банка HSBC управляющий фондом Эркан Гюнер (Ercan Guener) приобретает, например, акции смешанного концерна Tekfen, который занимается добычей полезных ископаемых и производством удобрений, может получить выгоду от роста цен на сырьевые товары. Гюнер считает, что сталелитейный концерн Kardemir получит прибыль от участия в инфраструктурных проектах. Производитель бытовой техники Arcelik и банк Yapikredi, по его мнению, занимают твердые позиции на внутреннем рынке. Благодаря значительным объемам капитала его турецкие банки без особых проблем преодолели финансовый кризис, чего нельзя сказать об их коллегах из высокоразвитых стран.