Когда я возглавил НАТО в 2009 году, многих удивило, что первую свою программную речь я посвятил России. Многих также удивит, что во время своего визита в Соединенные Штаты, который должен состояться на этой неделе, одной из тем, о которых я буду говорить, также будут отношения между НАТО и Россией. Однако для этого есть серьезные причины.
Соединенные Штаты и их союзники по НАТО приложили немало усилий, чтобы сделать Европу единой, свободной и мирной. В последние два десятилетия мы заметно приблизились к этой цели.
Сейчас у нас есть великолепная возможность укрепить безопасность не только в Европе, но и на всем Евроатлантическом пространстве, так как НАТО и Россия откладывают в сторону разногласия ради более тесного сотрудничества. США также могут стать одной из движущих сил этого процесса.
Долгое время после окончания холодной войны НАТО и Россия продолжали относиться друг к другу с подозрением. Однако аргументы в пользу расширения и укрепления сотрудничества между НАТО и Россией становились все более убедительными по мере того, как росли число и размах угроз безопасности наших стран. Терроризм, ядерное распространение, киберпреступность и пиратство – вот лишь немногие из новых глобальных угроз, которые сейчас представляют опасность для всех сторон.
Единственное, что может успешно противостоять этим угрозам – это как можно более широкое сотрудничество между странами и организациями. Для НАТО и России оно жизненно важно, и они несут ответственность за его развитие.
В прошлом ноябре в Лиссабоне президент Барак Обама и 27 его коллег по НАТО договорились с президентом Дмитрием Медведевым о развитии стратегического партнерства НАТО-Россия. Это решение основывалось на трезвой оценке современного климата безопасности. Одновременно оно основывалось на обоюдной убежденности сторон в том, что, работая вместе, НАТО и Россия способны укрепить безопасность далеко за пределами своих границ.
Разумеется, устойчивое партнерство России и НАТО не может держаться лишь на торжественных обязательствах политических лидеров. От обеих сторон потребуется постоянно проявлять истинную политическую волю и прагматизм.
Между НАТО и Россией по-прежнему существуют принципиальные разногласия по таким вопросам, как Грузия. НАТО настаивает на полном уважении грузинского суверенитета и территориальной целостности, и мы призываем Россию исполнять ее международные обязательства в этом отношении. Мы не должны стесняться обсуждать эти разногласия. Однако мы не должны также позволять им парализовывать наше партнерство.
США, благодаря своим двусторонним отношениям с Россией и тому важному положению, которое Америка занимает в НАТО, многое делают для развития этого партнерства. Я нисколько не сомневаюсь, что они и дальше продолжат ему способствовать.
После «перезагрузки» отношений с Россией, США многое сделали для того, чтобы сблизиться с этой страной. Среди прочего они поддерживают ее в ходе процесса вступления во Всемирную торговую организацию. Новый договор между США и Россией об ограничении стратегических наступательных вооружений чрезвычайно полезен не только для контроля над вооружениями, но и для отношений с Россией в целом. Этот договор стал важным достижением для администрации Обамы и для Конгресса.
Я уверен, что противоракетная оборона даст нам новую возможность продвинуться вперед в отношениях с Россией. Сейчас более 30 стран либо уже есть обладают баллистическими ракетами, либо собираются их создать. В ряде случаев эти ракетные потенциалы представляют прямую угрозу различным странам.
США не один год возглавляли международные усилия по защите от этой угрозы. В прошлом ноябре на саммите НАТО в Лиссабоне, мы договорились сделать это задачей альянса и создать систему противоракетной обороны NATO. Мы также пригласили Россию совместно изучить возможности по созданию связей между независимой системой НАТО и российским противоракетным потенциалом. Президент Медведев принял это приглашение.
Сейчас идет работа по установлению взаимодействия между двумя системами, обладающими общей целью. Необходимо решить еще множество технических, юридических и политических вопросов, однако мы уже добились серьезного прогресса.
Если наши противоракетные системы будут скоординированы и будут сообщаться, НАТО и Россия впервые смогут совместно создавать систему безопасности вместо того, чтобы обороняться друг против друга. Это вполне достижимо, и я убежден, что при постоянной поддержке и лидирующей роли Соединенных Штатов, мы сможем воплотить эту идею в реальность.
Андерс Фог Расмуссен – Генеральный секретарь НАТО.