В последнем докладе ООН о количестве жителей Земли говорится, что к концу 2011 года на планете их будет около семи миллиардов, в нашем общем доме, который раскаляется день ото дня, где, как утверждают эксперты, каждую секунду рождаются пять человек и умирают двое.
Темпы прироста населения приведут к тому, что через 90 лет нас будет около 10 миллиардов, на три миллиарда больше, чем в настоящее время. Этот прирост будет обусловлен увеличением рождаемости в районах с традиционно высоким уровнем рождаемости, расположенных в основном в Африке.
В свете этих прогнозов можно привести достаточно любопытные данные. Германия и Эфиопия, две страны, где количество населения в настоящее время приблизительно одинаково - 82 и 85 миллионов человек, соответственно - к 2050 году, в соответствии с прогнозами экспертов ООН, будут иметь 70 и 174 миллионов жителей.
Население Латинской Америки, где в 2010 году насчитывалось 597 миллионов жителей, к 2050 году составит порядка 715 миллионов, а по прошествии 90 лет сократится до 688 миллионов.
Исполнительный директор Фонда населения ООН Бабатун Осотимехин (Babatune Osotimehin) заявил в этом месяце в Нью-Йорке, что с 1967 года население Земли удвоилось, увеличиваясь на 78 миллионов человек в год, причем из каждых 100 новорожденных 97 проживают в развивающихся странах.
Высокопоставленное должностное лицо призвало вкладывать деньги в молодежь, в ее репродуктивное здоровье и в равенство между мужчинами и женщинами, поскольку, по его мнению, именно эти основные факторы обеспечат этим странам устойчивое развитие и социальное равенство.
В соответствии с прогнозами Фонда населения, жители Африки -беднейшего из континентов-, которые в настоящее время составляют 14,8% человечества, в 2050 году будут составлять 23,6%, а в 2100 - 35,3%.
Хотя ярко выраженная тенденция к старению человечества в масштабах планеты в одних странах вызывает беспокойство, а в других нет, тем не менее, более трех миллиардов нынешних жителей планеты моложе 25 лет.
Это означает, что самые молодые составляют 42% наседения Земли, а 1,8 миллиарда из них находятся в возрасте от 10 до 24 лет, то есть, это девочки и мальчики, юноши и девушки, которые остро нуждаются в образовании, здравоохранении, трудоустройстве и обеспечении других своих основных прав.
Если говорить об образовании, то лучше сделать кое-какие уточнения и напомнить, что в последнем докладе ЮНЕСКО о программе образования для всех, представленном в прошлом месяце, вновь говорится о том, что, несмотря на заявленные планы, к 2015 году человечеству не удастся сократить наполовину количество безграмотных взрослых.
Также не удастся обеспечить всем детям начальное школьное образование. 67 миллионов детей не имеют возможности получить образование. В этой области были достигнуты некоторые положительные результаты, например, а Латинской Америке, но они пока недостаточны.
В не менее бедственном положении находятся около 28 миллионов несовершеннолетних в 35 странах, раздираемых внутренними конфликтами или вовлеченными в войны. Они просто напросто лишены возможности посещать школу и получать образование. По своим последствиям для будущего это одна из самых серьезных проблем.
Самое страшное - это голод
И одновременно самая вопиющая реальность того мира, в которм мы живем. По данным ООН, около 925 миллионов жителей планеты (совсем недавно уже приводилась цифра порядка одного миллиарда), в основном в развивающихся странах, испытывают хронический голод.
Ввиду того, что для решения этой проблемы предпринимаются лишь палиативные меры, ее острота не снижается. Остается лишь предполагать, что ожидает жителей Земли в период с 2050 по 2100 год.
Что касается первой группы, то их родители уже появились на свет. Им сейчас от 10 до 24 лет. Миллионы из них проживают в ужасе нынешней реальности наиболее бедных стран. О будущем этих стран трудно сказать что-либо определенное.
Недавний доклад Организации по сельскому хозяйству и продовльствию ООН подтвердил значительный рост цен на основные продовольственные продукты, производимые в сельском хозяйстве.
Среди причин подобного роста приводятся неблагоприятные климатические явления, особенно усилившиеся с прошлого года: засуха в России, наводнение в Пакистане и Австралии. 2011 год проходит на фоне ужасающих последствий землетрясения и цунами в Японии, аварии на АЭС "Фукусима-1", наводнений в Центральной и Южной Америке, торнадо и наводнений в США.
Это происходит сегодня, но следует внимательно присмотреться к прослеживающейся тенденции и вспомнить о неблагоприятных прогнозах, сделанных Межправительственной комиссией ООН. В них говорится о том, что серьезные аномалии, вызванные изменением климата, будут усугубляться из-за глобального потепления, являющегося результатом человеческой деятельности.
Мировой продовольственный кризис, вызвавший удорожание продуктов питания и массовый голод в ряде стран, напрямую связан с лихорадочным производством этанола (биотопливо), спекулятивными операциями на биржах и нечистоплотностью оптовых закупщиков.
Воистину поражает то, что развязанные империалистическими кругами войны и интервенции, разрушительные природные бедствия не могут остановить рост населения Земли. Люди продолжают рождаться, как бы прославляя жизнь, даже там, где социально-экономические и политические проблемы стоят особенно остро.
Способы и средства решения проблем, предлагаемые неолиберальным капитализмом на нынешнем этапе развития, лишь ухудшают положение большинства населения.
Альтернативный путь развития, по которому пошли некоторые государства бассейна Карибского моря и Южной Америки - Куба, Венесуэла, Боливия, Эквадор, Бразилия, Аргентина - пробуждает новые надежды. Особенно потому, что этот путь дает ощутимые результаты.
Открытый процесс региональной интеграции развивается свободно, без какого-либо давления. Его принцип - солидарность, а цель - устойчивое развитие и социальное равенство.
Это действенная форма социального развития, которая дает народам возможность жить и работать на самих себя. Мы находимся лишь в начале этого пути, который рассчитан на благо большинства населения. Пока население растет, остается возможность построить тот мир, о котором мы мечтаем.