Столкнувшись со срочной необходимостью снискать себе популярность, которая утвердит в сознании населения его образ, как хорошего управляющего неолиберального толка, Николя Саркози поднял на щит лозунг буржуазного технического «прогресса».
G-8, представляющий собой некое подобие частного клуба корпораций и правительств, проводит сейчас свое совещание в том числе и для того, чтобы определить будущее интернета. Лидеры стран G8 собрались сейчас, чтобы показать свою силу и продвинуться вперед в вопросе сведения на нет всякой возможности существования демократичной, свободной и открытой Сети. Воротилы интернета, многие из которых связаны с транснациональными СМИ, развернули демагогическую кампанию, изобилующую всякого рода двусмысленностями и предупреждениями. Ставится задача консолидации неолиберальных идей и операций в области интернета с тем, чтобы их восприняли и поняли «главы государств», которые предпримут меры по пресечению всего того, что наносит ущерб бизнесу. Содержание выступлений бизнесменов, представленные как глубокомысленные философские рассуждения, проникнутые стремлением предупредить и научить, будут переданы политическим руководителям G8, чтобы те немедленно предприняли соответствующие практические шаги. Деловая активность в интернете, связанная с телефонами, рекламой, продажами в социальных сетях … требуют подписания международных договоров и многосторонних соглашений, обеспечивающих свободу действий.
В технологии существует, среди прочего, «военный поворот» (или военно-политический), который, как в иракской войне, наложил свой отпечаток на развитие технологий в целом и средств связи и информации в частности. Подобный «поворот» нашел свое прямое проявление в интернете и уже наводит мосты на другие электронные средства массовой информации (например, телевидение), благодаря определенным «философиям технологии», которые навязываются людям, чтобы придать особую значимость устройствам подключения к Сети. Электронное вторжение.
Хозяева корпораций заказали Николя Саркози проведение первого саммита G8, посвященного вопросам влияния интернета в современном мире. Саркози открыл встречу в верхах и призвал провайдеров интернета принять на себя «коллективную ответственность» в соответствии с идеей свободы. Надо только добавить коммерческой свободы, поскольку речь идет о предпринимателях. «Народы арабских стран показали миру, что интернет не принадлежит каким-то отдельным государствам, а мировая общественность поняла, что интернет стал мощнейшим орудием свободы слова», сказал он с упоением, не переставая думать при этом о ливийской нефти. Французский президент затем добавил: «не допустите, чтобы эти революции стали проводником беспредельного и безудержного зла. Не дайте им превратиться в орудие в руках тех, кто хочет причинить ущерб нашей безопасности и, как следствие, нашей целостности». Произнося эти речи, Саркози отдает приказы своим ВВС о бомбардировке ливийских городов.
Как считают неолибералы, известные своей приверженностью к техническому прогрессу, в ряде «неприятных» случаев некоторым правительствам пришлось столкнуться со злоупотреблением свободой слова в интернете. Прежде всего, как они считают, это касается публикации секретных служебных сообщений американских дипломатов на сайте WikiLeaks. Пришедший в ужас Саркози продолжает исправно выполнять свои обязанности управляющего и требует защитить авторское право и личные данные (в особенности те, с помощью которых в интернете совершаются покупки). Он выступает и против цензуры. Саркози сказал владельцам интернета, что «государства желают начать с вами диалог с тем, чтобы выработать сбалансированную позицию с учетом ваших интересов, запросов интернет-сообщества, ежедневно выносящего на всеобщее обсуждение ваши действия, и, наконец, простых граждан и налогоплательщиков каждой страны».
Саркози беседовал с владельцами интернет-ресурсов и медиа-магнатами: Марком Цукебергом (Mark Zuckerberg) - Facebook; Эриком Шмидтом (Eric Schmidt) - Google; Джеффом Безосом (Jeff Bezos) - Amazon; Джоном Данахью (John Donahoe) – eBay; Рупертом Мердоком (Rupert Murdoch), владельцем News Corporation, в которую входят телеканал Fox News и периодическое издание Wall Street Journal... Они смотрели на него с умилением, в то время как в Испании проживают многие тысячи пользователей, чей голос не будет услышан.
Управленцы высшего звена собираются для того, чтобы навязать свои решения и защитить свою территорию в интернете, а также экономическую модель, обеспечивающую им устойчивое развитие и незыблемость их благоденствия.
Эта встреча владельцев интернет-ресурсов и медиа-магнатов была организована Саркози для того, чтобы порадовать лидеров G-8 рассказами о перспективных технологических разработках для более эффективного осуществления пропагандистских кампаний, разведывательной деятельности, изучения рынка и ведения «войн четвертого поколения». Ни больше, ни меньше. Новизна заключается в том, что в меню закрытого клуба G8 блюдо под названием интернет появилось впервые. Чтобы начать обсуждение, данные о влиянии интернета на экономику были изложены министром экономики Франции Кристиной Лагард (Christine Lagarde), которая видит в нем «фактор ускорения экономического роста»…, создания новых рабочих мест и малых структур, способствующих деятельности предпринимателей. И вот тут-то всплыла вся правда. Консалтинговое агентство McKinsey представило исследования, согласно которым интернет составляет около 3,4% ВВП в 13 странах (большая восьмерка: Франция, США, Германия, Великобритания, Италия, Япония, Канада и Россия, а также Бразилия, Китай, Индия, Южная Корея и Швеция) и на 12% способствовал их экономическому росту за последние пять лет. Здорово, не правда ли?
Неолибералы хотят низвергнуть все границы, ограничивающие их коммерческие устремления, и призывают руководителей стран большой восьмерки поддержать развитие «безопасного» интернета, скажем, для таких ресурсов как YouTube, Skype... и обеспечить рост интернета с предоставлением возможностей для творчества изобретателей и новаторов, которые, разумеется, имеют право на вознаграждение за свой труд. Как в финансовых пузырях, связанных с ипотекой. Надо покончить с тем, что они называют «пиратством», которое они приравнивают к терроризму. Для этого им нужны услужливые политики, которые будут разрабатывать законы, положения и применять «показательные» санкции. Они хотят следить за содержанием сайтов, не допускать, чтобы кто-либо пользовался интернетом бесплатно и бесконтрольно… неолибералы просто обожают интернет.
Они говорят о неолиберальном «регламентировании» доступа. Руководство стран должно обеспечить гражданам доступ, платный или льготный, но при этом должным образом регламентированный. Нужно привести законодательную базу в соответствие с требованиями времени, утверждают они… необходимо опираться на существующие технологии для «решения проблем», а развитие этих технологий должно опережать развитие законодательства. Например, технологии, распознающие пиратский контент, когда он появляется в интернете. Значит, за ними нужно следить и наказывать их. Широкополосный доступ – дело весьма прибыльное, и капиталисты нутром чуют возможность большой наживы. Facebook, например, представляет собой просто райское пространство для рекламных фантазий. Каждое послание, каждое письмо, каждая страница изобилуют соблазнительными рекламными и коммерческими предложениями. От перевозбуждения исходят слюной Groupon, Reuters, Orange / France Telecom, Twitter, Google. Они заявляют о своем стремлении к «нейтральности», но мы то уже знаем, что в мире, где большинство людей живет в нечеловеческих условиях, ни о какой «нейтральности» не может быть и речи. Iphone, Ipad... и все им подобные никогда не были и не будут «нейтральными». Наоборот, именно они, озабоченные своей «интеллектуальной собственностью», своим буржуазным бизнесом и своей культурой «Сетевой Эры» пытаются превратить интернет в свою латифундию и с этой целью разрабатывают все новые устройства.
На своей встрече владельцы интернет-ресурсов и медиа-магнатов восьми промышленно развитых стран выступают в качестве злейших врагов наиболее передовых идей в области демократизации средств коммуникации и обработки информации. Это своего рода жест, призывающий к закрытию дверей, заключению тайных соглашений, установления преград, усиления методов буржуазной централизации и монополизации, пропитанных исключительно духом наживы. Это сигнал к тому, чтобы запретить участие в процессе всех наиболее передовых сил, которые способствуют научно-техническому прогрессу и образованию в мировом масштабе, особенно в области развития интернета. Встреча владельцев интернет-ресурсов и медиа-магнатов восьми промышленно развитых стран организована в своих собственных интересах теми разветвленными бизнес-сообществами, которые уже оказывают несоразмерное, бессмысленное и паразитическое влияние на государственную политику. Руководители государств собрались на совещание, которое по сути дела проходи под эгидой финансовых воротил большой восьмерки. Они будут лишь исполнять распоряжения своих хозяев, проводя в жизнь глобальную политику обеспечения из коммерческих интересов в интернете. Выдвигая свои весьма умеренные инициативы, Саркози пытается представить себя неким вольнодумцем. Но на самом деле его предложения лишь отражают самые потаенные желания вышестоящих финансовых кругов, страстно желающих заполучить не только ливийскую нефть, но и контроль над умами людей.
Главным вопросом того обсуждения, начало которому мы должны положить, является недопустимость использования технологий в целях эксплуатации людей и порабощения сознания. Неважно, с помощью новейших технологий или без нее, разработанных в какой-то одной стране или в результате международного сотрудничества. Необходимо начать философскую дискуссию о научно-технических достижениях, используемых капитализмом для усиления бедности и эксплуатации. Философский диспут о техническом прогрессе во имя свободы и против закабаления, во имя свободы человеческого волеизъявления, которое не должно подвергаться какому-либо финансовому контролю со стороны капиталистической системы, переживающей в настоящее время один из острейших этапов своего кризиса.
Правящие круги некоторых стран подписывают умопомрачительные контракты на оснащение «самым передовым оборудованием» образовательных учреждений с тем, чтобы «все могли войти в будущее вместе с интернетом». Недостаточно критиковать коррупцию, из-за которой иногда обеспечить современным оборудованием тех, кто его действительно оплачивает. За всем этим стоит тесный союз правящих и деловых кругов, исповедующий единую идеологию, использующий любые средства для того, чтобы убедить нас в том, что, хоть при всей их коррупции мы ведь именно этого всегда и желали. Мы именно этого и заслуживаем, а очарование прогресса продлится недолго, до подписания следующего контракта.
Не спросив нашего разрешения, нам навязывают те технологии по своему усмотрению. Ни в одной стране никто никогда не провел референдума о вхождении во всемирную паутину, правомерности ее «глобализационной» направленности, ее методов и целей, этических и эстетических принципов. Никто и никогда не задался вопросом о затратах на инфраструктуру и предъявляемых к ней требованиях, о профессиональной подготовке специалистов для демократичного и эффективного использования всемирной коммуникационной Сети, в разработке концепции, дизайна и принципов деятельности которой мы должны иметь возможность активно участвовать. И что же, мы должны смириться? Страны Третьего мира платят очень высокую цену за интернет и за все технологические новшества. В общих чертах, энтелехия «мира, который движется вперед», «мира, который глобализуется», мира, обладающего неподдающимися пониманию возможностями, но перед которым при этом все должны преклоняться, действует завуалированный рекламный лозунг. Его суть заключается в том, что господствующие технологические отрасли хотят, чтобы мы постоянно покупали их новые игрушки по все более высоким ценам, хотя некоторые с большим трудом проходят проверку на качество продукции. Например, Microsoft... и другие.
Для жизни в современном материальном мире технологическое развитие капитализма со всеми его приборами, устройствами и субстанциями не обеспечивает требуемой и ожидаемой общественной пользы. Почему? Может быть, потому, что философия науки в большинстве случаев подчиняется философии накопления капитала и в споре между капиталистом и работником предпочитает выступать на стороне первого? Карл Маркс рассматривал развитие техники как двигатель человеческого освобождения и исторического развития. Возможно ли это? Но вопрос на этом не заканчивается. Технологические достижения привносят в повседневную жизнь неисчислимые пороки и противоречия. Они создают проблемы и замешательство, которые, помимо немалых расходов, еще и усугубляют одну из главных идеологических бед, от которых мы все реально страдаем: буржуазное преклонение перед технологическими достижениями.