Россия обладает крупнейшими запасами природного газа, но доставка этого газа в места назначения, конечно же, требует масштабной инфраструктуры в виде широкой сети трубопроводов, выходящей далеко за границы страны. Поскольку транзитные пути пересекают территорию различных государств, первостепенную важность обретают отношения России со своими соседями. Стоит им ухудшиться, Европа всякий раз рискует пострадать.
Во избежание подобных угроз энергобезопасности и Европа, и Россия стремятся инвестировать в новые линии транзита, соединяющие точки отправки газа с точками назначения. В их числе – трубопровод «Северный поток», проходящий по дну Балтийского моря (вы видите его на северной стороне карты). На юге же можно видеть конкурирующие европейский и российский проекты по доставке газа в Центральную Европу. В игру, похоже, включился даже Китай: только сегодня президент России встречался со своим китайским коллегой Ху Цзиньтао для обсуждения потенциального газового контракта.
Поговорим с человеком, возглавляющим российские усилия по созданию транснационального проекта «Южный поток», цель которого – доставлять газ в Южную и Центральную Европу. С нами на связи из Санкт-Петербурга, где сейчас проходит экономический саммит – главный исполнительный директор проекта Марсел Крамер.
Большое спасибо, что нашли время для нашей передачи, господин Крамер. Хочется начать с некоего сравнения «Южного потока» и «Набукко», поскольку об этом говорят многие аналитики и инвесторы. Зачем нам два трубопровода? Есть ли сейчас достаточный спрос?
МАРСЕЛ КРАМЕР, главный исполнительный директор проекта «Южный поток»: Думаю, каков спрос на газ, определит рынок. Появляются позитивные перспективы по природному газу в целом и по будущей заинтересованности Европы в импорте. Потребуется больше газа, поскольку он позволит двигаться к более экологичной энергетике и заполнит пробел, который возникнет ввиду сокращения производства газа в Европе.
То есть перспективы по газу и спросу на газ в Европе весьма убедительные. А это значит, что для удовлетворения спроса может потребоваться несколько проектов. Но, конечно, вначале газ нужно получить, а у России обширные резервы и достаточно ресурсов, чтобы пустить их по «Южному потоку».
- Вы по-прежнему укладываетесь в планы осуществления проекта? Для него, очевидно, необходимы массивные инвестиции и соответствующие технологии, ведь значительная часть трубопровода будет проходить под водой. Каков ваш план и насколько точно вы в него укладываетесь?
- Согласно нашему плану, первые поставки газа состояться до конца 2015 года. Будет задействована лишь четверть пропускной способности трубопровода. Итак, первые поставки – до конца 2015 года. И да, мы пока укладываемся в этот план, производим масштабные подготовительные работы и уверены, что у нас всё получится.
- Не можем не затронуть вопрос стоимости этого проекта. Стоимость проекта «Набукко», конкурирующего с вашим, составляет примерно 7,9 миллиардов долларов. И многие выражают опасения, что ваш проект обойдётся вдвое дороже. Можете ли вы это подтвердить? И скажите, насколько целесообразным было бы слияние проектов «Набукко» и «Южный поток»?
- Прежде всего, я не отслеживал точную стоимость разработки «Набукко». Но исходя из тех цифр, из той информации, которая у меня есть, реальная стоимость проекта может значительно превзойти изначально заявленный бюджет.
Но как бы то ни было, у нас сейчас бюджет весьма приблизительный: 10 миллиардов евро на подводную часть, которая пройдёт по дну Черного моря, и, грубо говоря, 5 миллиардов на наземную часть, которая пройдёт в ЕС, пересекая границы ряда стран. Мы считаем, что это очень большая цифра, но не чрезмерная, учитывая огромные объёмы газа, которые будут поставляться по этой системе.
И, наконец, реальная итоговая стоимость становится известной лишь после завершения проекта. Так что было бы преждевременно создавать впечатление, будто мы знаем точные цифры. Это невозможно. Ещё не заказаны материалы, мы не знаем, какими будут колебания, к примеру, цен на сталь, и пока не известен итоговый маршрут – мы надеемся определиться с ним в третьем квартале этого года. Все эти факторы повлияют на финальную стоимость.
Будет и внешнее финансирование проекта. В него, конечно же, вложат деньги многие европейские партнёры. В вопросе пересмотра бюджета примут участие банки. Тогда, полагаю, у нас будет реалистичный бюджет, и мы рассчитываем получить необходимое дополнительное финансирование.
- Марсел Крамер, главный исполнительный директор проекта «Южный поток», большое спасибо, что были с нами на линии из России.
Перевод выполнен ИноТВ.