Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нетрадиционный газ обладает «колоссальным» потенциалом

© US Energy Information Administrationсхема добычи сланцевого газа
схема добычи сланцевого газа
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сланцевый газ и нетрадиционный газ обладают колоссальным потенциалом на будущее, если сравнивать эти виды топлива с традиционными газовыми поставками.

Сланцевый газ и нетрадиционный газ обладают колоссальным потенциалом на будущее, если сравнивать эти виды топлива с традиционными газовыми поставками. Однако отсутствие общественного признания, а также необходимость осуществления технологических корректировок и выработки нормативной базы для их разведки и добычи остаются серьезным вызовом для Европы. Об этом в эксклюзивном интервью EurActiv Czech Republic рассказал заместитель директора швейцарской неправительственной организации Всемирный экономический форум по энергетическим отраслям Павел Конзал (Pawel Konzal).  Интервью у него взял издатель EurActiv Czech Republic Ян Виташек (Jan Vitásek).

Ян Виташек: Давайте начнем с энергетической политики после Фукусимы. Германия сделала резкий разворот и объявила о постепенном отказе от атомной энергии. Как вам кажется, каково будет воздействие Фукусимы на структуру энергетики?

Павел Конзал:
После Фукусимы был период неопределенности, но теперь становится ясно, что страны, стремившиеся к развитию своей атомной энергетики, будут делать это и впредь, особенно такие страны как Китай, Индия и Россия, где большая часть атомных электростанций находится на этапе проектирования или строительства. То же самое относится и к некоторым странам-членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), таким как Британия, Франция и Польша. Эти программы будут продолжены, хотя нормы безопасности там могут быть пересмотрены.

Что касается Германии и других стран, решивших закрыть свои атомные электростанции, то конечно, это повлияет на их структуру энергетики. Можно назвать четыре энергетических компонента, которые заполнят образовавшуюся нишу: это уголь, возобновляемые источники, природный газ и энергоэффективность. Но не во всех странах присутствуют все четыре компонента.

- Идет много разговоров о повышении роли угля, особенно, что касается Польши, где много электростанций, работающих на угле. Как вам кажется, каков потенциал в этом направлении?

- Это возможно. Мы также должны отметить и другие районы мира, потому что в таких странах как Малайзия и Индонезия рассматривались планы строительства новых атомных электростанций, а теперь мы видим, что за счет угля будет удовлетворяться значительно большая часть их перспективных потребностей. Конечно, там картина не совсем такая, как в Европе, что связано с квотами на углеродные выбросы и так далее, но и в Европе уголь тоже совершенно определенно займет какую-то часть ниши.

- Вы уже упоминали, что наряду с Германией об отказе от атомной энергетики говорят в Швейцарии, которая решила остановить все свои электростанции. То же самое произошло в Италии. Может ли нечто похожее произойти в Польше?


- Я думаю, в Польше программа атомной энергетики все же будет продолжена. Всегда существует возможность пересмотра норм и стандартов безопасности, что может оказать свое влияние на тендерный процесс. Но я не думаю, что отменят саму программу.

Однако это будет также зависеть от того, что по этому поводу думают люди, поскольку президент Бронислав Коморовский говорил, что по данному вопросу может быть проведен референдум.

Во всех странах-членах ОЭСР, да и в странах ЕС решающим фактором является  общественное мнение. Мне хотелось бы изучить результаты последних опросов, но я думаю, что они показывают поддержку населения атомной программе. Я могу также ответить на этот вопрос с другой стороны. Есть энергетический треугольник, состоящий из безопасности поставок, конкурентоспособности и экологической устойчивости. Эти три принципиальные составляющие воздействуют на принятие решений в любом регионе. Конечно, нельзя максимально сосредоточиться на всех трех вопросах одновременно. Можно выделить один, а два остальных оставить на каком-то базовом, но приемлемом для вас уровне. Я думаю, что в таких странах как Польша, где быстро развивается экономика и растут энергетические потребности, общественность будет положительно относиться к атомной энергетике.

- В последние годы происходят масштабные перемены в газовой отрасли. Как колоссальное развитие добычи сланцевого газа в США повлияло на маршруты транспортировки природного газа?

- Истоки этих перемен – в самом начале 1980-х годов, когда разрабатывались технологии горизонтального бурения и гидроразрыва пластов. Две эти технологии совершенствовались, а в последние десятилетия они нашли широкое применение в США. Это привело к мощному росту поставок природного газа в Соединенных Штатах.

Десять лет назад все думали, что Соединенные Штаты станут крупным газовым импортером, закупающим сжиженный природный газ. Поэтому в последние десятилетия создавалось большое количество важных объектов инфраструктуры. Сегодня, когда во всей Северной Америке налицо не только изобилие сланцевого газа, но и его дешевизна, картина изменилась прежде всего на североамериканских рынках, а потом это повлияло и на другие рынки, так как поставки СПГ, первоначально предназначавшиеся для США, пришлось перенаправлять на новых покупателей.

- Как в будущем станут развиваться рынки нетрадиционного газа?


- Здесь надо ответить на важные вопросы: станет ли Северная Америка крупным газовым экспортером, и сколько еще продлится эта ситуация с мощными поставками дешевого газа? Ответ следующий: несмотря на низкие газовые цены, компании будут продолжать добычу газа, чтобы сохранить свои лицензии и аренду земли. Возможно, вы знаете также, что американский Конгресс недавно выдал первое разрешение на переделку терминалов по импорту СПГ в терминалы по его экспорту. Это значит, что Соединенные Штаты смогут поставлять часть своего газа в другие регионы мира. Другой вопрос, распространится ли революция нетрадиционного газа на Европу и Азию. Так или иначе, Европа выиграет – или уже выигрывает - от нетрадиционного газа Северной Америки, и мне кажется, даже если нетрадиционный газ будет добываться в Азии, Европа все равно будет в выигрыше, потому что свободного предложения СПГ будет больше, чем ожидалось.

- Есть ли какие-то возможности для разведки и добычи нетрадиционного газа в самой Европе?

- Есть много проблем, и надо будет внести массу корректировок, чтобы добывать нетрадиционный газ в Европе. В Северной Америке существует давняя традиция берегового бурения, чего в Европе нет. Вопрос в том, привыкнут ли люди к бурению на суше. Если вы наблюдаете это сотню лет, вас никак не удивит появление таких вещей в вашем ландшафте. Конечно, существует давняя история добычи угля на суше, но это совсем другое дело. С другой стороны, в последние десятилетия в технологии добычи нетрадиционного газа произошли драматические изменения. В США гораздо меньше, чем раньше, наблюдается вторжение в окружающий ландшафт.

- Приведут ли технологические перемены к продлению эксплуатационной пригодности газовых месторождений? Может ли газ быть надежным источником поставок?


- Безусловно. В США благодаря поставкам нетрадиционного газа прогноз по предложению почти удвоился. Если посмотреть на аналитическое исследование Службы энергетической информации, посвященное оценке потенциала различных стран по сланцевому газу, то главный вывод этого исследования таков: да, потенциал огромен и значителен, даже по сравнению с  поставками традиционного газа. Но, как уже отмечалось, здесь необходимо общественное признание, технологические корректировки и нормативная база. Второе это то, что в США собственники земли также являются и собственниками ресурсов. В Европе собственник ресурсов это государство. Это также меняет модель деловой деятельности, потому что  в США у владельцев земли есть прямой стимул для разработки подземных месторождений, так как они получают ренту. В Европе это вопрос, так как неясно, достаточно ли будут простимулированы собственники земли.

- Может, в Европе не так просто добывать газ таким способом, но как насчет России, арабских и ближневосточных стран? Могут ли они обладать таким потенциалом?

- Конечно, но у России также большой потенциал по традиционному газу, так что это другое дело. За пределами ЕС огромным потенциалом обладает Украина. Но самая крупная страна, о которой следует упомянуть, это Китай. Если начнется добыча нетрадиционного газа в Китае, правила игры полностью изменятся. Говоря о Ближнем Востоке, я думаю, что если не учитывать отличающиеся геологические условия, недостаток воды станет там самой большой проблемой, так как для добычи сланцевого газа вода требуется в значительных количествах.

- Если добыча сланцевого газа в Европе станет реальностью, какие изменения это внесет в существующую распределительную сеть?


- Для сланцевого газа распределительная сеть это очень важная, даже решающая вещь. Добыча сланцевого газа обычно рассредоточена, поэтому его надо будет доставлять туда, где на него есть спрос. А в Северной Америке существует обширная и прекрасно развитая распределительная сеть.

Но если добыча нетрадиционного газа в Европе начнется в больших масштабах, то придется либо развивать газораспределительную сеть, как в США, либо потреблять газ там, где его добывают. Например, его можно будет потреблять в Польше для выработки электроэнергии, а часть экспортировать.

Иными словами, либо вы осуществляете транспортировку газа в виде молекул, и тогда вам понадобится создавать газораспределительную сеть, либо вы осуществляете транспортировку газа в виде электронов, и тогда вам понадобится система электроснабжения.

- Могут ли быть какие-то негативные последствия для различных трубопроводов, которые строятся или проектируются в Европе, таких как Nabucco, «Южный поток» и так далее?

- У себя на Всемирном экономическом форуме мы не очень-то задумываемся о том, какие конкретные проекты претерпят изменения, потому что  в конечном итоге это дело компаний. Нас больше интересуют макроэкономические тенденции, поскольку они могут изменить архитектуру и окружение энергетики.

Так или иначе, Всемирный экономический форум недавно подготовил доклад по рынку природного газа. Половина доклада это анализ Кембриджа и его исследовательских филиалов, а вторая половина это перспективные оценки глав различных компаний, включая Gaz de France, Total и Talisman Energy. Это очень интересные оценки, и я с удовольствием рекомендую вам этот материал для чтения.