Запущенный в среду российский грузовой корабль, который должен был доставить оборудование для шести работающих на Международной космической станции ученых, не смог выйти на орбиту и упал на землю.
Как считает директор редакции журнала Ciel et espace Ален Сиру (Alain Cirou), этот новый провал поднимает вопрос о будущем МКС.
«Нужно объективно рассмотреть аварию грузового корабля и перспективы самой МКС. У России сейчас серьезные проблемы: за последние девять месяцев пять запусков окончились неудачей. Касается это ракет «Союз» и «Протон». В среду причиной аварии стали неполадки с двигателями. После более 1700 запусков такого не должно было случиться, тем более что речь идет об одном из самых надежных способов доставки грузов в космос.
Политическая власть прекрасно это понимает. Как доказательство, президент Дмитрий Медведев несколько месяцев тому назад отправил в отставку главу Роскосмоса. Остается только надеться на то, что причина неполадок будет выявлена в кратчайшие сроки. У России есть для этого все технические возможности. Это очень важно для будущего МКС. Ее противники высказывают недовольство ее стоимостью. Тем не менее, нельзя рассматривать затраченные с самого начала 115 миллиардов долларов (80 миллиардов евро) с одной лишь точки зрения научных открытий.
Сам факт того, что на орбите находятся люди и что оттуда можно видеть всю Землю, уже является большим прогрессом. Еще одно большое достоинство МКС в том, что она позволила добиться совместной работы, «космического товарищества» американцев, европейцев, русских, японцев и канадцев. Отказаться от этого было бы просто чудовищным.
Теперь давайте смотреть дальше. Исследование космоса ждет, когда у него откроется второе дыхание. В этой области мы все еще стоим на границе между XX веком, который навсегда останется веком Луны, и XXI веком, который должен стать веком высадки на Марс и исследования астероидов. В этой перспективе американцы должны взять на себя лидерство: у них есть деньги, амбиции и технические возможности.
Таким образом, американцы приняли верное решение, когда решили закрыть программу шаттлов, которая обходилась слишком дорога и не приносила практической пользы. Они тратили миллиард долларов на запуск одного корабля, тогда как в России он стоил всего 100 000 долларов. Теперь они могут позволить себе 15-20 лет на разработку новых технологий, которые могут позволить осуществить полет на Марс. Разумеется, при поддержке европейских партнеров, пусть даже наш бюджет меньше американского в шесть раз. Как бы то ни было, одна нация не может в одиночку взять на себя миссию такого масштаба».