У гигантских развивающихся экономик, безусловно, нет волшебного средства, способного решить долговые проблемы еврозоны, однако они могут серьезно помочь ей стабилизироваться и избежать рыночной паники. Это в свою очередь способно принести им весомое нефинансовое вознаграждение.
Руководство финансовых ведомств из стран БРИК – Бразилии, Индии, России и Китая – прибудет на этой неделе в Вашингтон, чтобы обсудить возможность вложить средства в проблемные суверенные облигации еврозоны – частично для того, чтобы смягчить нарастающую напряженность в глобальной финансовой системе.
Четыре стремительно растущие экономики обладают в общей сложности валютными резервами на сумму в 4,3 триллиона долларов, три четверти из которых приходятся на долю Китая.
Планы встречи отражают уровень тревоги мировых политиков и инвесторов. Они опасаются, что кажущиеся неразрешимыми проблемы евро в сочетании с перспективой обычного для года выборов политического паралича в Соединенных Штатах, могут вызвать второй за четыре года этап мирового экономического спада.
На организованной на прошлой неделе аналитическим центром Oxford Analytica конференции с участием политологов и экономистов и бывших чиновников настроение было откровенно мрачным. Экономические дискуссии, одна из которых была озаглавлена «Обреченные», отличались характерным пессимистическим настроем в отношении коллективных действий и сомнениями в наличии в коридорах власти свежее мышления.
Бывший министр финансов США Роберт Рубин (Robert Rubin) на открытых дебатах с сожалением заявил о том, что международное сообщество невозможно убедить сосредоточиться на конкретных проблемах.
Однако на фоне возможного вмешательства БРИК в кризис евро заявления Рубина напоминают об одном недавнем историческом моменте.
Чуть больше десятилетия назад Рубин, его тогдашний заместитель Лоренс Саммерс (Lawrence Summers) и глава федеральной резервной системы Алан Гринспен (Alan Greenspan) появились на обложке журнала Time с подписью «Комитет по спасению мира». Тогда их восхваляли за их глобальные инициативы по смягчению последствий коллапса ряда развивающихся рынков, который произошел в конце 1990-х годов.
Вторя речи, которую Гринспен произнес в 1998 году, вскоре после нашумевшего дефолта России по суверенному долгу, президент Билл Клинтон в сентябре того же года заявил, что Америка, в то время продолжавшая переживать бум, не может оставаться оазисом процветания в мире, охваченном финансовыми потрясениями.
В мировой экономики и в области безопасности все слишком взаимосвязано, чтобы проявлять гордыню, утверждали тогда Гринспен и Клинтон. Оказать помощь в такой ситуации, значило не заниматься благотворительностью, а действовать в собственных национальных интересах.
Сейчас, 13 лет спустя, стремительно укрепляющийся развивающийся мир может придти к тому же выводу.
Мир перевернулся?
Трудно не обратить внимания на симметрию – и на иронию происходящего. Те же самые развивающиеся страны поменялись ролями с бывшими богатыми благотворителями и сейчас могут оказать им помощь.
Однако важнее то, что соображения взаимной зависимости и национальных интересов также остались теми же, что и прежде.
Как и в случае с мировой рецессией 2008-2009 годов, начавшейся после банкротства Lehman Brothers, стремительно растущие экономики развивающегося мира могут вновь пострадать от проблем на западных рынках.
У правительств Китая, Индии, России и Бразилии, при всех их валютных резервах и стабильных суверенных балансах, есть много причин внутреннего характера для того, чтобы постараться не допустить очередную катастрофу в глобальной экономике.
Безусловно, и покупка греческих, итальянских или даже общеевропейских облигаций у Европейского фонда финансовой стабильности, и оказание помощи через Международный валютный фонд, о котором говорит Бразилия, не помогут справиться с политическим кризисом в сердце Европы. Но эти меры могут помочь предотвратить панику на финансовых рынках на то время, пока Европа будет занята поиском решения.
Хотя покупку этих обязательств формально трудно считать благоразумной инвестицией, если Китай и прочие страны БРИК все же примут решение об этом, в награду они могут получить как большую стабильность на клиентских рынках, так и увеличение своей роли в ключевых глобальных институтах.
Оказав ощутимую поддержку экономикам западных партнеров, страны БРИК могут в долговременной перспективе приобрести нечто большее, чем лишние базисные пункты в портфеле суверенных облигаций.
На кону могут стоять расширение доступа к западным рынкам – например статус «рыночной экономики» для Китая или поддержка вступления России во Всемирную торговую организацию, - кресла и голоса в Международном валютном фонде или даже изменение структуры мировых резервных активов и валют.
«Разменными картами на переговорах может стать все, что угодно», - считает управляющий директор Objective Analysis Рори Маклеод (Rory McLeod).
БРИКотворительность?
Разумеется, многие инвесторы, вкладывающие средства в развивающиеся рынки, будут недовольные, если страны БРИК будут растрачивать непросто доставшиеся им деньги на помощь разорившимся странам Запада.
«Европейские суверенные облигации – это крайне неудачное вложение. Они почти ничего не принесут, так как номинированы в валюте, которая будет терять в цене. Кроме того, по ним может быть объявлен дефолт. Не стоит также забывать о возможном введении мер по контролю над движением капитала», - прокомментировал своим клиентам перспективы подобной «БРИКотворительности» Джером Бут (Jerome Booth) из компании Ashmore Investment Management.
При этом Бут отметил, что существует целый ряд вещей, которые страны БРИК могут потребовать за свою поддержку – например, постоянные кресла в ООН для Бразилии, России и Индии (так в тексте, - прим. перев.) или большая открытость Запада для торговли в таких областях, как сельское хозяйство, и для инвестиций в реальный сектор.
Глава Goldman Sachs Asset Management Джим О'Нил (Jim O'Neill), создатель аббревиатуры и инвестиционной концепции «БРИК», считает, что в обмен на поддержку страны БРИК могут, как минимум, потребовать большей ясности в вопросе о том, как Европа будет справляться со своим кризисом.
«Хотя трудно поверить, что страны БРИК могут договориться о дополнительной скоординированной закупке суверенных облигаций, номинированных в евро, легко представить себе, что и они, и прочие богатые валютными резервами страны захотят купить больше облигаций, если политика в регионе прояснится», - заявил он в понедельник.
«Продвижение к большему фискальному единству и к единым еврооблигациям, вопрос о которых, по-видимому, обсуждается за кулисами в Германии, естественно может привести к резкому росту спроса со стороны этих инвесторов».