Последний ежеквартальный отчет Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ) по иранской ядерной программе, опубликованный во вторник 8 ноября, долго ждали. Да этого в прессу просочилась информация о новых доказательствах, впервые позволивших бы утверждать, что Иран развивает ядерную программу в военных целях. Эти откровения сопровождались громкими дипломатическими заявлениями: Израиль не исключал превентивные удары по иранским ядерным объектам, британские СМИ вслед за Guardian принялись писать о подготовке к подобным действиям в США и Британии.
Этот доклад является переломным моментом. «Впервые организация, членами которой являются множество стран, поддерживает предположение, длительное время высказывавшееся американцами и европейцами, о военном характере иранской ядерной доктрины», - отмечает эксперт по Ирану американского Брукингского института Сьюзан Мэлони (Suzanne Maloney).
Еще по теме: Иран, бомба и растерянный Запад
Если тон доклада весьма осторожный – в нем формально нет вывода о военном характере иранской программы – то в плане представленных доказательств он весьма убедителен. Более резкий тон совпадает с «изменением манеры ведения МАГАТЭ иранского досье с момента ухода Мохамеда эль-Барадеи», считает эксперт французского Института международных и стратегических исследований IRIS Тьери Ковилль (Thierry Coville). Он полагает, что по сравнению с эль-Барадеи, который отдавал предпочтение переговорам, новый глава МАГАТЭ Юкия Амано, как кажется, придерживается более прозападной ориентации.
Страны Запада поджимает время. «На горизонте 2012 год, этот доклад – последняя возможность надавить на Иран, прежде чем геополитический контекст изменится», - замечает сотрудник Фонда стратегических исследований Бенжамен Санчес (Benjamin Sanchez). В ноябре 2012 года состоятся выборы в США, поэтому с их приближением иранская проблема отойдет на второй план. Проблема отойдет на второй план и из-за выборов в России, на которых, по прогнозам, должен победить Владимир Путин. А он может использовать иранскую карту в качестве противовеса натовскому проекту развертывания элементов системы ПРО в Европе. Эта тема будет обсуждаться в ходе будущего саммита НАТО с участием России в Чикаго в мае.
Еще по теме: Россия и Китай не советуют загонять Иран в угол
Иран на пороге создания бомбы
Сведения, которые агентству удалось получить от десятерых стран-членов (по всей видимости, от их секретных служб) и собственных источников, в частности спутниковые фотографии военной базы «Парчин» недалеко от Тегерана, «указывают на то, что Иран вел работу по созданию ядерного взрывного устройства», уточняют в МАГАТЭ. Некоторые направления этой деятельности неразрывно связаны с созданием ядерного оружия: производство урана для последующего его использования в боеголовке или же компьютерная симуляция взрыва атомной бомбы.
Как считает Бенжамен Санчез, благодаря новым доказательствам, которые касаются в частности исследовательских работ в области взрывчатых веществ, можно с уверенностью заявить, что Иран находится на пороге создания» атомной бомбы. (…)
Речь идет о «значительном изменении» оценки иранской ядерной программы, которая, тем не менее, оставляет место для других альтернатив помимо военного удара. По мнению экспертов, неоднократно прозвучавшие за последние дни угрозы со стороны Израиля являются не просто «блефом». В действительности «мы имеем дело с игрой на нескольких уровнях, в которой Израиль пытается повлиять на США и Китай в надежде создать условия для расширения экономических санкций, которые могут сделать любое нападение бесполезным», - анализирует ситуацию Сьюзан Мэлони. Этот «блеф» в сторону США и Великобритании направлен на то, чтобы заставить «Китай принять участие в игре санкций», добавляет Санчез.
Китай в центре игры
Китай действительно находится в самом центре этой непростой дипломатической игры. Спектр санкций, которые были приняты к настоящему моменту на уровне США, Европейского Союза и ООН, и так уже очень широк. Их ужесточение (прежде всего в энергетическом секторе) уже больше года дает заметные результаты и создает препятствия для иранского режима, отмечает Мэлони. Тем не менее, их эффективность ограничивается нежеланием Китая идти на какие-либо ограничения своих торговых связей с Ираном помимо ядерной сферы.
Еще по теме: бомбардировка Ирана рискованна, но возможна
«США и Израиль еще больше утвердились в логике подавления иранского режима и перспективе принятия стратегии смены режима», - отмечает Санчез. Как считает Мэлони, сейчас главный вопрос состоит в том, чтобы понять, «насколько китайцы готовы пойти на прямое столкновение с иранцами и принять значимые и четкие меры для сокращения их инвестиций в Иран». Тем не менее, американский специалист скептически относится к возможности такой смены позиции Пекина.
После обнародования отчета Россия и Китай вновь заявили о неприятии ужесточения даже экономических санкций. Американцы разыгрывают сложную партию, уверена Мэлони. Ведь усиление санкций, в частности, против иранского Центробанка, к чему готовится Вашингтон, может в результате вызвать резкое недовольство китайцев. «А это создало бы проблемы для президента США, которому нужно вести предвыборную кампанию и справляться с экономическим кризисом», - отмечает она.
Кроме того, с момента вступления в должность Бараку Обаме удалось добиться сотрудничества России. «Если между Вашингтоном, Европой и Москвой возникнут новые трения, это может осложнить процесс принятия эффективных мер и создать у Ирана ощущение, что он может продолжать идти против мирового сообщества без риска дополнительных санкций», - считает Мэлони.
Оружие как крайнее средство
По мнению экспертов, отчет также проливает свет на существующие разногласия (между Вашингтоном и Европой с одной стороны, и Китаем и Россией - с другой) насчет природы ядерной программы Ирана. К тому же «он и дальше будет служить почвой для слухов о возможных альтернативных путях устранения иранской угрозы, в том числе военном ударе», - продолжает Мэлони. В настоящий момент в подобный вариант развития событий не верит ни один эксперт, хотя, как отмечает Санчез, «все же ощущается такая напряженность, которой не было с возникновения иранского ядерного кризиса».
Еще по теме: кто примет решение об атаке на Иран?
По всей видимости, неконтролируемое развитие событий не отвечает интересам ни одного из игроков. «Израиль совершенно не заинтересован в нападении на Иран, так как в ответ это может создать проблемы с «Хезболлой» и ХАМАС. Существует опасность, что Иран выйдет из договора о нераспространении ядерного оружия и больше не будет связан соглашением о гарантиях с МАГАТЭ, что повлечет за собой окончание каких бы то ни было инспекций», - говорит Бенжамен Санчез. Произошедшие за последние месяцы волнения в регионе, в частности изменение равновесия в отношениях с Египтом и Турцией, также не дают оснований для принятия рискованных решений, которые могут втянуть Израиль в затяжную войну, добавляет Сююзан Мэлони.
Тем не менее, ощущение превращения гипотетической угрозы в реальную может изменить расклад для Израиля. В таком случае у США не останется средств предотвратить израильское нападение на Иран, считает Мэлони. В то же время они скорее всего не согласятся принимать в нем участие, хотя иранский вопрос сейчас и занимает центральное место в предвыборной кампании. «Пока американская администрация занимается выводом войск из других зон конфликтов, было бы просто немыслимо убедить общественное мнение в необходимости новой войны на Ближнем Востоке с серьезными человеческими и финансовыми потерями, особенно, если она будет начата Вашингтоном, а не международными силами», - добавляет она.
Для Китая и России новый конфликт с Ираном стал бы худшим из всех возможных сценариев. «Удар по ядерным, нефтяным или газовым объектам может повлечь неблагоприятные последствия для русских и китайцев. Это бы негативно сказалось как на экономике, так и на вопросе суверенитета, как он ставится в китайской и российской доктрине власти», - подчеркивает Бенжамен Санчез.