Уход войск западной коалиции из Ирака и Афганистана обозначил точку невозврата в войнах начала этого тысячелетия. Войны и конфликты будут идти до конца человеческой истории. Но они будут вестись с помощью иных способов, иными средствами, используя больше технологических наработок и меньше военной силы.
Полковник Каддафи был свергнут армиями европейских стран, прежде всего Франции и Великобритании, сбросившими тонны бомб на районы сосредоточения сил, поддерживавших ливийского диктатора. Примечательно, что те же самые страны, которые вооружали Каддафи в последние годы, через несколько месяцев напали на него и уничтожили вооружение и боеприпасы, поставленные европейскими странами.
При этом свержение Мубарака и Бен Али произошло не силовыми методами, а явилось следствием массовых народных выступлений протеста в Египте и Тунисе, требовавшим положить конец обеим диктатурам.
Разумеется, не следует забывать о том, что армия и полиция в обеих странах не пошли на подавление протестующих народных масс. Таким образом, свержение обоих диктаторских режимов произошло без применения оружия.
Читайте также: В поисках социального согласия в Афганистане
То обстоятельство, что военное превосходство США и НАТО в Ираке и Афганистане не обеспечило быстрой победы, ставит два серьезных вопроса. Первый заключается в том, что способы ведения войн должны быть иными, и успех боевых действий в удаленных странах вряд ли будет обеспечен большим количеством живой силы, оружия и самолетов. Если причина оккупации страны недостаточно обоснована, то ее граждане будут оказывать сопротивление до полного изгнания захватчиков со своей территории. Второй вопрос ставит необходимость более серьезного и взвешенного подхода к производству и поставкам оружия в те страны, которые могут использовать его для насильственных действий в отношении собственного населения. Военные заводы расположены во многих европейских странах, включая Испанию, и мы все должны знать, сколько Испания экспортирует оружия, в какие страны, какой доход от этого получает государственная казна, и что мы получаем взамен.
Одним из главных покупателей испанского оружия является Венесуэла. Принято считать, что производство кораблей, самолетов и других средств ведения войны способствует созданию много рабочих мест в экономике. Возможно, это и так. Но продавать оружие авторитарным режимам – дело достаточно опрометчивое и рискованное, которое в итоге может дорого обойтись.
Еще по теме: Иллюзорная победа в Афганистане
Россия – исторический союзник Сирии. Оружие, используемое режимом Башара Асада против собственных граждан, возможно, произведено в самых различных странах, но при этом значительная его часть сделана в России. Европейские страны также поставляли Дамаску. Но, несмотря на все имеющееся у него оружие иностранного производства, сирийский режим не в состоянии заглушить голоса своих протестующих граждан, которые погибают, но в итоге все равно свергнут кровавого диктатора.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ:
1. nein 09/02/2012 | 09:47h
Когда ты видишь, что твой сосед запасается оружием, то ради собственной безопасности разумно поступить так же, даже если их придется покупать у самого дьявола, который постарается представить эту сделку как благотворительную акцию.