В начале XX века, британский ученый-географ Халфорд Джон МакКиндер (Halford John Mackinder) предсказал, что однажды Евразия станет центром политической власти, которая будет господствовать над миром. МакКиндер, считающийся отцом геополитики, основывал свое предположение на изобилии природных богатств этого региона, использовании наземных средств передвижения и отсутствии морских путей подхода к этой территории.
Его мысли получили название теории мирового острова, Срединной земли или Опорного района, а изречение «кто господствует над Восточной Европой, тот господствует над миром», подчеркнула стратегическое значение этого района.
Но Британская империи не сумела воспользоваться его мыслями, поскольку в то время уступала свою роль тем, кто когда-то был ее 13 колониями, а эти ее бывшие колонии взяли на себя функции мирового гегемона со всеми его атрибутами, включая теорию МакКиндера.
Если внимательно изучить карту Евразии, то станет видно, что через зону, которую имел в виду ученый (в нее входят Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Киргизия), проходят пути к болевым точкам современного мира – Ближнему Востоку и Ирану, а также к Китаю и России.
В течение почти всего прошлого века все вышеупомянутые пять республик входили в состав СССР, однако после 1991 стали независимыми государствами с очень слабой экономикой, которые изо всех сил стремятся восстановить свой прежний статус, хотя бы даже с помощью сдачи в аренду своей территории, имеющей столь важное значение.
Именно это происходит с Киргизией, в соответствии с договором с США (срок которого истекает в 2014 году) предоставляющей свою территорию для транзита военных грузов в Афганистан через аэропорт Манас, расположенный в столице страны г. Бишкеке.
В действительности, с 2001 года в аэропорту Манас расположена американская военно-воздушная база, впоследствии названная «транзитным центром» и являющаяся главной тыловым опорным пунктом для обеспечения транзита военнослужащих и грузов в Афганистан. Вашингтон предположительно держит там около 1.500 военнослужащих, несмотря на то, что правительство Киргизии постоянно предупреждает о невозобновлении договора аренды, играя таким образом на интересах США, но также и на интересах России, наблюдающей за тем, как вольготно чувствует себя Пентагон в непосредственной близости от ее границ.
В 2009 году бывший президент Курманбек Бакиев сыграл роль нерешительного управляющего, и сумел извлечь из этого немалую выгоду. Он объявил о закрытии базы, благодаря чему получил от России кредит объемом в два миллиарда долларов, а потом дал задний ход, добившись от Белого Дома увеличения арендной платы с 17 до 60 миллионов долларов в год.
Но еще большую выгоду извлекает администрация США. Американский исследователь Вильям Энгдаль (William Engdahl) указывает, что, как и 60-70-е годы во Вьетнаме, с каждым разом становится все более очевидным, что Вашингтон преднамеренно запланировал «войну с терроризмом» в Афганистане, чтобы раздуть еще один «конфликт без победителя».
Эксперт по российской проблематике и консультант Пентагона Ариэль Коэн завил в 2003 году, что начиная с 90-х годов, государственные чиновники разработали несколько сценариев оптимизации присутствия США в Евразии. В итоге на свет появился план, главными целями которого являются установление контроля над энергоресурсами и системой трубопроводов, недопущение усиления позиций Китая и России и превращение региона в плацдарм для будущих военных действий против Ирана.
«Усиление военного присутствия в Киргизии и других странах Средней Азии обосновывается необходимостью нанесения военного поражения Исламской Республике. До того, как в результате народного восстания Бакиев вынужден был искать убежища в другой стране, США уже проводили в жизнь линию на расширение военных действий посредством соглашений о строительстве в Киргизии нескольких лагерей по подготовке антитеррористических подразделений», добавляет аналитик.
Эксперты считают, что влияние ЦРУ на производство наркотиков в Афганистане абсолютно похоже на то, как это же самое ведомство стимулировало торговлю опиумом во время вьетнамской войны. И это не может не беспокоить.
По мнению Энгдаля, в этих двух конфликтах наркоторговля преследовала не чисто военные цели, а являлась одним из главных элементов глобальной стратегии Белого Дома.
Вышеупомянутый Ариэль Коэн, специалист по России и Средней Азии, пояснил, что до терактов 11 сентября 2001 года США планировали отправку военных сил в Среднюю Азию, и их деятельность в бывших советских республиках, включая Киргизию и Узбекистан, была запланирована задолго до начала «войны с терроризмом».
В американских планах в этом районе роль Киргизии является решающей, и Россия, Китай и Иран это знают. Все указывает на то, что прогнозы МакКиндера вовсе не оказались ошибочными, как не ошибался французский писатель Жюль Верн, описав в своих произведениях ту одержимость, которая может овладеть человеком, когда он считает возможным овладеть тайнами самого центра Земли. Нынешняя империя, стремящаяся к мировому господству, по-прежнему будет делать все возможное, чтобы заполучить в свои руки этот жезл власти, хотя в отличие от истории с профессором Отто Лиденброком, ее конец окажется счастливым лишь для очень немногих.