Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кокаиновый пришелец Дэвида Боуи и «Человек, который упал на Землю»

© Фото : Википедия, cheАнглийский режиссер Николас Джек Роуг
Английский режиссер Николас Джек Роуг
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На следующей неделе фильм Николаса Роуга «Человек, который упал на Землю» будут показывать по всей Британии. Этот фильм расколол лагерь критиков, многие из которых считают его визуально ослепительным, а вот его сюжетно-тематическую линию - путаной и неумелой. Дэвид Гриттен по-новому оценивает эту смелую и образную картину, а также ее главного белоснежного героя с оранжевыми волосами, которого играет Дэвид Боуи.

На следующей неделе фильм Николаса Роуга «Человек, который упал на Землю» будут показывать по всей Британии. Дэвид Гриттен по-новому оценивает эту смелую и образную картину, а также ее главного белоснежного героя с оранжевыми волосами, которого играет Дэвид Боуи.

Если вы ощутили, что ваши патриотические позывы нуждаются в дополнительном стимулировании в этот период затишья между бриллиантовым юбилеем королевы и лондонской Олимпиадой, то вы можете стать участником киносезона «Сделано в Британии», в рамках которого каждый вторник в кинотеатрах страны показывают пять классических британских фильмов, начиная с «Пропуска в Пимлико» и заканчивая «Куотермассом и колодцем».

Самой интересной из этой пятерки несомненно является  картина Николаса Роуга «Человек, который упал на Землю» (1976 г.), где главную роль пришельца гуманоида, сталкивающегося со странностями и эксцессами американского общества, играет Дэвид Боуи. Этот фильм расколол лагерь критиков, многие из которых считают его визуально ослепительным, а вот его сюжетно-тематическую линию путаной и неумелой.

В своем кинодебюте Боуи предстает в виде изможденного двуполого существа с алебастровой кожей и яркими оранжевыми волосами. (Можете посмотреть обложку его альбома Low. Боуи часть этого альбома написал в качестве  возможного варианта саундтрека картины, однако его отвергли.) Во время съемок он активно потреблял кокаин (10 граммов в день, по его собственному признанию) и был в весьма болезненном состоянии. Плюс в том, что наркотики придавали ему отсутствующее, отчужденное выражение лица и изможденный вид. Говорят, что во время съемок у него развилось пристрастие к мороженому, и он начал прибавлять в весе. Поэтому Боуи приходилось всячески отговаривать от вкусного продукта.

Боуи играет Томаса Джерома Ньютона, чей космический корабль упал в озеро в Нью-Мексико. Он прилетел на Землю из-за засухи на родной планете, и хочет использовать свои передовые технологии для отправки воды домой.

Ньютон быстро добивается значительных успехов. Он способен усваивать огромное количество информации о Земле (просматривая одновременно 12 телеэкранов). Он учреждает компанию по продаже патентов на свои футуристические изобретения, становится сказочно богатым, и в один из моментов готов затмить собой крупнейшие американские корпорации.

Но тут он встречается с Мэри-Лу, бесхитростной и нежной горничной (в исполнении Кэнди Кларк), которая знакомит его с радостями секса и алкоголя. С нее начинается падение Ньютона. Со своим английским акцентом он вдвойне чужой на этой незнакомой и странной земле, предстающей в виде вульгарной, безнравственной страны, которой правят чрезмерно мощные корпорации.

Трудно представить другого режиссера для «Человека, который упал на Землю», кроме Николаса Роуга. Примечательно, что он на протяжении десятилетия был самым выдающимся в Британии оператором, после чего в 1970 году обратился к режиссуре. У него был замечательный дебют с картиной «Представление» (совместно с Дональдом Кэммелом), после чего появились «Обход» и «А теперь не смотри». Для Роуга внешний вид картины важен не меньше, чем ее сюжетная линия.

Карьера у Роуга была разнообразной, ухабистой, и первый успех в режиссерской работе пришел к нему рано. «А теперь не смотри» в прошлом году назвали лучшим британским фильмом, согласно опросам критиков и кинематографистов. А в январе Роуг получил от Лондонского кружка кинокритиков премию за все свои достижения.

Таким образом, «Человек, который упал на Землю» это весьма мудреная картина, странная фантастическая психологическая драма от блестящего режиссера. Студийные съемки проходили в Британии в студии Шеппертон, а в Нью-Мексико снимали сцены на природе, в том числе, планету Ньютона, где мы видим его непродолжительное время, но несколько раз рядом с космическим кораблем вместе с женой и двумя детьми.

Часть сцен, включая те, где сняты сверхъестественные пустынные пейзажи, действительно поражает. Весь фильм пропитан изображением падения; не только падения тела на Землю, конечно, но и нравственного падения, грехопадения, если говорить библейскими терминами.

Роуг также проводит интригующие образные связи. Разрыв Ньютона с Мэри-Лу разыгрывается между сценами из фильма «Третий человек», который показывают по телевизору в их комнате. Соблазняющий молодых студенток профессор колледжа, которого играет Рип Торн, стал неуклюжим олицетворением безнравственности. Однако те сцены, в которых он пользуется сексуальными любезностями юных дам, загадочным образом переплетаются со сценами из театра Кабуки, где мужчины с мечами становятся в позы и издают резкие крики.

Фильм стал экранизацией фантастического романа Уолтера Тевиса, написанного им в 1963 году. Сценарист Пол Майерсберг существенно сократил произведение Тевиса, в том числе, драку между демократами и республиканцами по поводу присутствия Ньютона на Земле. Он решил особо подчеркнуть страстное стремление Ньютона воссоединиться с семьей на своей родной планете.

Со временем «Человек, который упал на Землю» стал культовым фильмом, причем весьма влиятельным. Его наверняка видел Стивен Спилберг, спустя шесть лет снявший картину «Инопланетянин». Это гораздо более человечная, нежная и теплая картина о пришельце, который хочет вернуться домой. В фильме «Париж, Техас» Вим Вендерс, подобно Роугу, показывает себя в качестве  европейского кинорежиссера, очарованного американскими просторами.

О картине «Человек, который упал на Землю» надо сказать одну вещь: такую смелую, новаторскую и образную картину ни за что не смогла бы сделать сегодняшняя осторожная и скованная киноиндустрия, как здесь, так и в Америке. У Роуга в его картине есть свои недостатки, но ее амбиции безупречны.