Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Города-призраки в Китае, Ирландии и Испании, полные незаселенных домов – это явление перемещается в Африку. Эти дома построены для людей, но люди в них не вселяются, и они превращаются в бесполезную недвижимость, которую невозможно продать.

Города-призраки в Китае, Ирландии и Испании, полные незаселенных домов – это явление перемещается в Африку.

Эти дома построены для людей, но люди в них не вселяются, и они превращаются в бесполезную недвижимость, которую невозможно продать.

Нова Сидаде де Киламба - это совершенно новый район застройки, состоящий из 750 восьмиэтажных домов, десятка школ и 100 с лишним розничных торговых точек. Расположен он изолированно - в 30 километрах от столицы Анголы Луанды и рассчитан на полмиллиона жителей.

Киламбу строила государственная китайская корпорация CITIC (China International Trust and Investment Corporation). Строительство было завершено за три неполных года, и стоимость проекта составила официально 3,5 миллиарда долларов.

Площадь застройки составляет 5000 гектаров, и это - самый крупный из нескольких «городов-спутников», возводимых китайскими фирмами по всей Анголе. Считается также, что это один из самых масштабных проектов новой застройки на континенте.

Став основным драгоценным камнем в короне послевоенной реконструкции Анголы, город Киламба превратился в главного героя многочисленных глянцевых рекламных видеороликов, снимаемых государством. В них улыбающиеся семьи наслаждаются новой жизнью вдали от пыли и суеты Луанды, где миллионы людей живут в широко раскинувшихся трущобах.

Однако люди на экране - просто актеры, и, несмотря на пышную рекламу, за год с момента начала продаж первой партии из 2800 квартир, их было куплено  всего 220.

Призрачная тишина

Когда приезжаешь в Киламбу, у тебя сразу возникает вопрос: хотя бы треть покупателей вселилась в новые квартиры?

В городе царит призрачная тишина, и эхо далеко разносит голоса людей, отражаясь от свежего бетона и широких асфальтовых улиц.

Машин почти не видно, а людей - еще меньше. Видны лишь десятки однообразных шеренг из разноцветных многоквартирных домов с закрытыми жалюзи и пустыми балконами.

Занято не больше десятка коммерческих помещений, и, в основном, это компании жилищно-коммунального хозяйства. А вот магазинов не видно совсем, за исключением гипермаркета на въезде. То есть, продукты купить негде.

Проехав по городу почти 15 минут и не увидев никого, за исключением китайских рабочих, многие из которых живут в контейнерах рядом со стройкой, я наткнулась на крошечный островок жизни - увидела школу.

Она открылась полгода назад, и учеников сюда привозят автобусами из близлежащих районов, потому что в самой Киламбе детей нет.

17-летний ученик по имени Себаштьяу Антониу, у которого дорога в школу и домой занимает почти три часа, так как он живет в 15-ти километрах отсюда, рассказал мне, как нравится ему этот город.

«Мне это место очень нравится, здесь есть парковки, есть площадки для игр, где можно играть в футбол, баскетбол и гандбол», - сказал он. - Здесь очень тихо, намного спокойнее, чем в других городах, и здесь нет преступности».

Но когда я спросила, переедет ли сюда его семья, он просто рассмеялся.

«Ни в коем случае. Нам это не по карману. Это невозможно. Да и работы для моих родителей здесь нет», - сказал он.

Ему вторит 32-летний Жак Франсисо, который четыре месяца назад начал работать в Киламбе дворником.

«Да, это прекрасное место, конечно», - сказал он и вздохнул. - Чтобы здесь жить, надо много денег. А у таких, как мы, денег нет, так что жить здесь мы не можем».

Нет ипотеки

В этом - суть проблемы.

Квартиры в Киламбе рекламируют в интернете, и стоят они от 120000 до 200000 долларов. Квартиры по таким ценам абсолютно недоступны двум третям ангольцев, живущим менее чем на 2 доллара в день.

Тем не менее,  генеральный директор агентства недвижимости Delta Imobiliaria Паулу Кашкау, руководящий продажами, заявил Би-Би-Си, что проблема - не в цене, а в банковских кредитах, получить которые очень сложно.

«Цены соответствуют качеству квартир и всем тем условиям, которые может предложить город», - сказал он. - Продажи идут медленно, потому что трудно получить ипотеку».

Недавно был создан новый юридический механизм, позволяющий местным банкам выдавать ипотечные кредиты. Но для большинства ангольцев, даже имеющих хорошо оплачиваемую работу в офисах, поиск средств для внесения задатка уже составляет серьезную проблему.

«Правительство должно отдать предпочтение строительству дешевого жилья, потому что подавляющее большинство  населения живет в лачугах, где нет воды, электричества и канализации», - заявил Би-Би-Си директор ангольского отделения «Инициативы открытого общества - южная Африка» (OSISA) Элиас Исаак.

«В Анголе нет среднего класса, только очень бедные и очень богатые, и поэтому покупать такие дома просто некому».

По словам Кашкао, правительство недавно объявило, что часть квартир в Киламбе будет переведена в категорию социального жилья, и люди с небольшими доходами смогут арендовать их по низким ценам на долгосрочной основе.

Никто пока до конца не знает, как именно будет работать эта схема, и кто будет иметь право на такое жилье. Циники отзываются о ней пренебрежительно, называя предвыборной уловкой для получения голосов в преддверии парламентских выборов, назначенных на 31 августа.

Есть и другая проблема: что будет со всем этим коммерческим жильем, если продать его не удастся.

Киламба финансировалась за счет китайской кредитной линии, и Ангола расплачивается по долгам нефтью. Так что формально - за все заплачено.

Но если квартиры не удастся продать, они останутся на руках у ангольского правительства мертвым грузом, и это будут потерянные инвестиции.

Предвыборные обещания

Заместитель министра строительства Анголы Мануэль Клементе Жуниор решительно отстаивает эту схему и говорит, что она обязательно будет успешной. Правда, он уверен в том, что квартиру там можно купить и за 80000 долларов – гораздо дешевле существующей цены.

«Я могу с абсолютной уверенностью сказать, что это - отличный проект», - заявил он Би-Би-Си.

На жалобы по поводу удаленности Киламбы он отреагировал так: «Всегда найдутся люди, которые критикуют, но благодаря новым строящимся шоссе, до центра города можно будет доехать всего за 15-20 минут.

Город Киламба - это флагманский проект правительства Анголы, который помог президенту Жозе Эдуарду душ Сантушу выполнить данное в 2008 году обещание построить за четыре года один миллион домов.

Алан Кейн, возглавляющий ангольскую некоммерческую организацию Development Workshop, занимающуюся решением проблем бедности в городах, приветствует этот инвестиционный проект, но с некоторыми оговорками.

«Мы выступаем за программу модернизации тех мест, где люди живут сейчас, потому что это считается оптимальной международной практикой», - говорит он. - «Мне кажется, в мире мало стран, которые могут себе позволить перемещать и переселять население целых городов».