Постосманский период стал для обществ Ближнего Востока в целом неблагоприятным. Конец османского периода, представлявшего собой самый значительный в истории пример аграрно-бюрократической модели империи и ставший последним политико-культурным скачком исламской цивилизации, ознаменовал начало катастроф для региона. В буквальном смысле.
Все мусульманские общества Ближнего Востока, даже Азии, балканского полуострова и Кавказа, заплатили высокую цену в этот период катастроф. Вначале они столкнулись с жестокостью экспансионизма, колониализмом и негуманными методами Запада.
Опыт пост-колониального периода также нельзя недооценивать. Между «нациями-государствами», образованными при опекунстве колониальных администраций, и теми, что возникли в результате борьбы за независимость, не было каких-либо значительных различий с точки зрения общества, государства и межличностных отношений.
Читайте также: Для Москвы лучше Сирия в руках, чем Ближний Восток в небе
Кому принадлежит государство?
Можно утверждать, что политические структуры, которые возникли не естественным путем, привели к образованию в обществах Ближнего Востока государственных форм («бюрократических или военных олигархий»), которые постепенно обернулись для их руководства проблемами с собственными народами.
Процесс, называемый «арабской весной», отражает новую фазу всего исторического развития на Ближнем Востоке. Рассматривать «весну» только как восстание против существующих антидемократических режимов было бы неверно. Невозможно расценивать происходящие в регионе события, не придавая значения тому, что именно общества создали новую волну социальных изменений, которая впервые за их двухвековую историю трансформирует структуры «закрытых государств». С этой точки зрения «весна» на Ближнем Востоке не является восстанием, также как, согласно определенному сценарию, не имеет отношения к заговору.
Под воздействием процесса глобализации, с одной стороны, и таких динамичных процессов, как дифференциация, стратификация, цивилизация, - с другой, страны ближневосточного региона стараются выйти на новый уровень развития. В этой связи напрасны попытки связать «весну» с каким-либо восстанием, сепаратистским движением, заговором или некой запоздалой сталинистской структурой.
Также по теме: Расчет ядерных держав на Ближнем Востоке
Революция на Ближнем Востоке только начинается, и свержение правящих режимов в регионе – лишь первый шаг. Главные изменения последуют далее. Сначала изменится государственная структура, институты, формы их функционирования, политическая концепция, а затем – восприятие политики народом и процедуры его участия в политике.
Влияние «весны»
Нет ничего удивительного в поисках «курдской весны» теми, кто не замечает источников «весны» в гражданских, демократических, либеральных основах. Не стоит забывать, что путь от решений о создании «тюрьмы», основанной на этнической идентичности, ведет не к «весне», а только к претерпевающим распад режимам типа БААС.
Сегодня меняется судьба этого региона, а происходящие события являются показателем завершения очередной эпохи – эпохи мрачного мира авторитарных режимов, антидемократических идеологий подобно БААС и закрытых социальных моделей. Проживающие на данных территориях народы будут искать свое будущее не в территориальном разделе, этнических тюрьмах, а в свободных, демократических системах, предполагающих широкое политическое участие.
Читайте также: Взрывоопасный ближневосточный треугольник
Оценивая в этой связи события в Сирии, невозможно преодолеть смешанные чувства, возникающие под влиянием ежедневных новостей. Те, кто поддерживает решения власти, проливающей кровь, испытывают радость от убийств, используемых режимом БААС для оказания давления в ряде населенных пунктов Сирии, сохраняют позицию, унизительную с точки зрения человеческих ценностей.
Ветры «весны» на Ближнем Востоке, еще вчера сбив с ног Египет, а сегодня свергая диктатора в Сирии, - завтра неизбежно уничтожат террористических лидеров. Но это будет уже другая «весна».