Падение великой Ахеменидской империи, словно землетрясение, потрясло весь Ближний восток. Это событие в военном, политическом и социальном отношении повергло в шок весь Древний мир. Пришел конец стабильности, которую на протяжении 200 лет оберегали великие шахи. Для истории Древнего востока период господства Ахеменидов имеет огромное значение, потому что эти правители смогли объединить в едином государстве, достигшем берегов Эгейского моря, земли, которые до этого были разделены между враждующими правителями. Вопреки утверждениям некоторых историков о том, что это было лишь аморфное образование, Ахеменидская держава представляла собой единое политическое образование с эффективной бюрократической системой. Таким образом, города-государства и территории монархического правления после подчинения Ахеменидам уже не могли играть самостоятельной роли в политике, культуре или экономике Древнего мира, как это было в Ассирийской империи. Империя персов впитала древнее наследие вавилонян, египтян и мидийцев, что особенно хорошо заметно при изучении дворцового искусства Ахеменидов, впитавшего разные культурные традиции и образовавшего свой неповторимый стиль. Присутствие в нем разных национальных элементов не только не нарушает общего единства, но и подчеркивает целостность неограниченного могущества великого шаха. Таким же образом разные национальные элементы вошли в идеологию, но ее движущей силой являлась все же ирано-персидская составляющая, о чем свидетельствуют культы великого бога Ахурамазды, Анахиты и Митры. Поэтому ошибочно считать, что Ахеменидская держава основывалась только на заимствованиях из других культур.
На протяжении всей истории Ахеменидской империи у власти стояли выходцы из межэтнических семей. Причем, это нисколько не ослабляло государство, а, напротив - приводило к образованию имперского правящего класса, который, называя себя персами, придавал этому термину политическое значение. Таким образом удавалось устранять многие противоречия внутри Ахеменидской империи, избегая социально-культурного ослабления. Именно поэтому не выдерживают никакой критики заявления об упадке этой империи, который, якобы, начался еще до ее завоевания Александром Македонским в IV в. до н.э. На Балканском полуострове Македонское царство при Филиппе II (отце Александра) заимствовало экономические модели Ахеменидов. Подобная практика обусловила завоевание ахеменидских территорий и ликвидацию центра, притягивающего к себе имперские образования. Начав завоевание Ахеменидской империи в 336-337 годах до н.э., Александр Македонский был нацелен на восприятие имперской идеологии Дария III и всех форм унификации земель, делая ставку на сотрудничество с существующими слоями общества. Однако, представляя себя наследником последнего ахеменидского царя, Македонский породил неразрешимые противоречия. Великая империя персов на протяжении двух столетий - с VI по IV вв. до н.э. - была хранительницей мира и экономического процветания в регионе Ближнего востока, хотя ей это стоило очень дорого.
На протяжении почти трех последующих веков Ближний восток был местом военных столкновений и кровопролитий. Войны эламитов, вавилонян, ассирийцев и египтян, а также проникновение воинствующих племен в Месопотамию серьезно нарушили геополитический баланс региона. Внутри образовавшейся империи Александра Македонского конфликты происходили из-за нежелания самих македонцев иметь равные отношения с иранцами. Хотя завоеватель и поощрял браки македонцев на местных жительницах, он так до конца и не пошел на создание правящей прослойки, представленной разными этносами. Где-то новые правители соблюдали местные нормы и традиции, однако в Индии, когда походы Македонского уже тянулись много лет, нарушение обычаев обострило противоречия, что и привело, в конечном счете, к падению империи великого завоевателя. Неспособность назначить своего преемника еще больше доказывает слабость империи Александра по сравнению с Ахеменидской державой.
Политика Александра Македонского, которая в краткосрочной перспективе была продолжением курса Ахеменидов, положила конец политическому единству, которое заложили и оберегали персы на протяжении двух веков. С геополитической точки зрения ближневосточной империи, Александра можно считать последним великим ахеменидским шахом.