Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как судебная война российских олигархов характеризует Британию

Почему тех, кто привозит в Соединенное Королевство огромные деньги, не спрашивают об источниках их состояний?

© РАПСИКак Березовский и Абрамович в Лондоне судились
Как Березовский и Абрамович в Лондоне судились
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня британский суд выносит свой вердикт по делу Березовского против Абрамовича. Гигантские суммы денег, запутанность аргументов и постоянно меняющийся политический контекст, в котором происходили рассматриваемые события, делают этот случай вехой в британской судебной практике. Это дело, а также череда других олигархов, обращающихся в лондонские суды, может рассказать нам нечто не только об определенном периоде в истории России, но и о современной Британии.

Сегодня британский суд выносит свой вердикт по делу российских олигархов. По прошествии семи месяцев, проведенных в изучении улик, г-жа Джастис Глостер (Justice Gloster) возвращается в Коммерческий суд Лондона, чтобы огласить свой вердикт в деле Березовского против Абрамовича. Борис Березовский когда-то был советником Кремля, а в настоящее время живет в изгнании в Британии. Роман Абрамович – владелец английского футбольного клуба Chelsea. Березовский утверждает, что Абрамович обманул его при заключении одной крупной сделки, и требует 3 миллиарда фунтов стерлингов в качестве компенсации. Абрамович свою вину отрицает.

Гигантские суммы денег, запутанность аргументов и постоянно меняющийся политический контекст, в котором происходили рассматриваемые события, делают этот случай вехой в британской судебной практике. Тем не менее, многие британцы – и к своему стыду я вхожу в их число – уже сдались и призвали чуму на оба их дома. Независимо от того, кто одержит победу – а проведя в зале суда пару дней, я признаю, что так и не смогла разобраться в этом деле – суть остается неизменной: перед нами два человека определенного возраста и неопределенного достатка, которые жаждут свести друг с другом старые счеты посредством британского правосудия. Кто из них, в конечном счете, победит, меня волнует меньше всего.

Вероятно, один из них может позволить себе потерять больше, чем другой, и я могла бы рискнуть и предположить, кто этот человек. Тем не менее, они оба воспользовались смутой, возникшей сразу после развала Советского Союза, для достижения своих личных целей. В этом им помогла их деловая хватка, а также, я полагаю, умение блефовать, приобретенная на улицах мудрость и немалая доля везения. Я не стану утверждать, что один из них вел себя более благородно, чем другой, поскольку вероятность этого весьма сомнительна.

Коррупция была присуща Советскому Союзу, и точно также она присуща современной России. Между ними был период, когда, помимо коррупции, в стране царил еще и хаос. Это были темные времена, и я сомневаюсь, что стоит ворошить такое прошлое в суде. Стоит позволить олигархам самим разобраться между собой  – старомодным способом – и пусть победит более коварный и безжалостный из них. Если при этом пол, двери или бампер автомобиля будут испачканы в крови – значит, так тому и быть.

Проблема заключается в том, что дело Березовского и Абрамовича, а также череды других олигархов, обращающихся в лондонские суды, может рассказать нам нечто не только об определенном периоде в истории России (который сейчас - уже в прошлом), но и о современной Британии. И меня это, действительно, волнует, как это должно волновать правительство Соединенного Королевства и нацию в целом. Если россияне не могут организовать себя и создать честное государство, то это, по крайней мере, отчасти отражает их уровень развития и переменчивость их истории.

Бессмысленно стараться примерять на них наши гражданские нормы, как это долгое время пытались сделать многочисленные неправительственные организации. Если внутри страны нет устойчивой власти и консенсуса, чтобы поддерживать положительные изменения, никакие улучшения не протянут долго. Кворум россиян должен потребовать создать менее коррумпированное государство, и сейчас мы видим – в прошедших недавно протестных демонстрациях и всплеске интернет-разоблачений - признаки того, что, в конце концов, им это удастся сделать.

Неудивительно, что  Березовский и его соотечественники обращаются в английские суды, чтобы те разобрались в делах, не имеющих к Британии прямого отношения  - встреча здесь, номер отеля там. В некотором смысле это свидетельствует о доверии к британской судебной системе – что не может не льстить – и об отсутствии доверия к российской системе, что не может не огорчать. Однако, имело ли прибытие такого огромного количества российских денег вместе с высокопоставленными членами привилегированных кругов по-настоящему положительное или хотя бы близкое к нейтральному влияние на Британию?

Одним из тех, кто считает, что у этой медали есть оборотная сторона, является Алексей Навальный, лидер российской общественной антикоррупционной кампании. По его мнению, несмотря на то, что большая часть российских денег, питающих британское общество, была заработана честным путем, этого нельзя сказать обо всех капиталах, которые россияне привозят в Британию. И он задал тот вопрос, который нам, британцам, следовало задавать на протяжении всего прошлого десятилетия. Почему любой человек, не имеющий ни малейшего отношения к Британии, может открыть здесь свой магазин, переправить сюда кучу денег, и при этом никто не спросит его, как он их заработал? В конце 1990-х годов фотография россиянина с чемоданом наличных, которыми он собирается расплатиться за квартиру на Мэйфейр, практически превратилась в клише. Но почему мы продолжаем над ней смеяться, вместо того, чтобы спросить, насколько это приемлемо или даже легально?

По словам Навального, все, что должен был сделать богатый или умеренно богатый россиянин – в случае, если у него нет возможности инвестировать 2 миллиона фунтов стерлингов в бизнес с целью получить резидентскую визу – это купить квартиру, предъявить свое удостоверение личности и оплаченные счета за коммунальные услуги и – смотрите-ка – он уже может открыть счет в банке и начать перекачивать на него свои миллионы. В книге Навального эта схема кажется слишком простой. В моей книге – поскольку я все-таки британка – открытие и управление банковским счетом и перевод денег через границы кажется слишком сложным. Те же самые процедуры – покупка квартиры, предъявление удостоверения личности, счетов за коммунальные услуги – которые позволяют иностранцу легко переправить в Британию свои заработанные нечестным путем капиталы, кажутся коренным британцам непреодолимыми препятствиями. Плюс ко всему Банк Соединенного Королевства должен декларировать исходящие денежные переводы налогоплательщиков, превышающие определенную сумму – исходящие, но не входящие.

Можно только посмеяться над тем, что банки прибегают к длительным проверкам личности британских клиентов, во время которых постоянно возникают ошибки, приводящие к бесконечным отсрочкам, чтобы избежать отмывания денег. При этом - иностранным мошенникам они предоставляют кратчайший путь к достижению их темных целей законным путем. Как показало признание банком HSBC его причастности к отмыванию денег мексиканских наркоторговцев, чтобы британские банки не поймали вас в антикоррупционные сети безопасности, нужно быть по-настоящему крупной рыбой.

Не только россияне переправляют в Британию грязные деньги. Но именно российские деньги привели к некоторым из самых пагубных последствий. И квартиры, купленные за чемоданы денег, и вся эта мишура роскоши – самые безобидные из них, потому что на другом полюсе последствий располагаются загадочные убийства и покушения. А между этими полюсами – суды и судьи, чье драгоценное время тратится на разбирательства в обстоятельствах чисто внутренних российских конфликтов – сколько еще британских дел будут дожидаться своей очереди? А дипломатические отношения, охлаждение в которых наступило в результате великодушного отношения британских властей к российским экономическим – а порой и криминальным - изгнанникам?

Стоит сказать, что каждая страна получает таких эмигрантов, которых она заслуживает. Будучи более заинтересованными в деньгах, чем в том, каким образом они были нажиты, мы сами стали причиной тех неприятностей, с которыми сейчас сталкиваемся. Это - не только наши неприятности. Мы можем осуждать коррупцию в России столько, сколько нам вздумается, но пока Соединенное Королевство не предпримет меры, чтобы остановить приток сомнительных российских денег в Лондон, нам необходимо признать, что наша собственная жадность и законодательная слабость играют в этом немаловажную роль.