На прошлой неделе в Санкт-Петербургском государственном университете совместно с Российско-Турецким культурным центром, Университетом Мармара и Стамбульским университетом был проведен симпозиум «Отношения Турции и России в XXI веке: от холодной войны до стратегического сотрудничества». Как можно заключить из названия встречи, на симпозиуме были представлены доклады, в которых подчеркивалось, что развитие отношений между двумя странами возможно во многих областях - от торговли до туризма, от ядерного до стратегического сотрудничества. Вместе с тем, внимание было уделено одному из основных вопросов, оказывающих наиболее глубокое воздействие на отношения Турции и России в наши дни, – сирийскому кризису. Если обобщить итоги встречи одним предложением, можно констатировать, что «заложницей» сирийского кризиса стала не только политика Турции на Ближнем Востоке, но и ее отношения с Россией. Сирийский кризис также образует важнейший пункт повестки дня официального визита в Турцию президента России Владимира Путина 14–15 октября.
Сирийский вопрос для Турции теперь ассоциируется не только с бесчеловечными действиями режима БААС, направленными против сирийского народа. Беспорядки в стране также представляют угрозу для границ Турции. Территория Турции подвергается артиллерийскому обстрелу, турецкие граждане теряют свои жизни. Незамедлительное нанесение Турцией ответного удара по объектам, связанным с вооруженными силами Сирии, является самым явным свидетельством того, в какой мере возросла напряженность. Турция не преследует стратегию «контролируемой напряженности» 1998 года и не блефует. Как неоднократно отмечали официальные лица государства, в рамках принятия решения о равнозначном ответном ударе Турция объявляет всему миру о том, что в случае необходимости страна готова воевать с Сирией. Утверждение турецким парламентом мандата армии на проведение трансграничных операций представляет собой необходимые правовые основы для возможной отправки в Сирию вооруженных сил Турции, если возникнет провокация, подобная событиям в Акчакале.
Другим предметом для беспокойства Анкары является развертывание на южных рубежах страны позиций террористической организации, которая стремится заполнить возникающий в этом регионе вакуум власти. Необходимо помнить, что мандат об отправке вооруженных сил при необходимости может быть также использован против террористических элементов в Сирии. Таким образом, даже если военные режима БААС будут выведены за 10 километров от турецкой границы и не совершат нападения на Турцию, при наличии угрозы, исходящей от террористов, вооруженными силами Турции возможно проведение операции на территории Сирии.
Россия продолжает рассматривать события в Сирии как внутренний вопрос этой страны. Руководство Москвы препятствует введению международных санкций против Сирии, которые не предполагают применения вооруженной силы, не говоря уже о неодобрении Россией проведения военного вмешательства в Сирии. Удаление российскими дипломатами из текста резолюции Совбеза ООН формулировок, связанных с событиями в Акчакале и с агрессией по отношению к Сирии, демонстрирует, что в позиции Москвы в краткосрочной перспективе каких-либо изменений не произойдет.
На первый взгляд, позиции Турции и России по сирийскому вопросу выглядят диаметрально противоположными. Но это не исключает вероятность того, что страны могут принять некую совместную позицию по Сирии. Если России и Турции удастся прийти к единству взглядов о будущем Ближнего Востока в целом, то можно добиться согласия и по сирийскому вопросу. Россия испытывает беспокойство относительно того, что интересы США в регионе поручены дихотомии Саудовская Аравия – Катар. В период, когда начинается сокращение глобальной гегемонии Вашингтона, Россия стремится иметь право голоса относительно дальнейшей судьбы Ближнего Востока. Между тем, Турция, как часто отмечается официальными лицами, «желает внести порядок в ситуацию на Ближнем Востоке». Возрастание влияния Саудовской Аравии в регионе противоречит и национальным интересам Турции в долгосрочной перспективе. Конфликт Ирана и Саудовской Аравии, который способен начаться с незначительной провокации, создаст атмосферу всеобщей нестабильности, чему и противостоит Турция.
На сегодняшний день для России и Турции просматриваются две альтернативы. Либо сохранить расхождение во взглядах, в традициях холодной войны занять свои места на различных «полюсах», наблюдать процесс превращения холодной войны на Ближнем Востоке в вооруженный затяжной конфликт. Либо на основе общих интересов, которые обеспечивают многосторонние и многослойные отношения двух стран, совместно формировать будущее Ближнего Востока.
Каждый, кто так или иначе занимается геополитикой, понимает, что стратегический союз, который может быть создан Турцией и Россией, обладал бы высоким потенциалом, способным изменить ход мировой истории. Сближение Турции и России в регионах Евразии и Ближнего Востока станет определяющим основанием для выявления того, кто займет место глобального лидера США. Если Владимир Путин с пониманием воспримет справедливые тревоги Турции по сирийскому вопросу, это может стать началом совместных усилий для формирования дальнейших судеб двух стран. Однако ни США, ни Израиль не желают этого…