В нашем языке есть устойчивое выражение: «Неизвестно, чья рука в чьем кармане». Данное выражение за немногими исключениями применимо к международным отношениям, если его перефразировать следующим образом: «Неизвестно, кто чей друг, а кто враг». Адаптированная версия особенно подходит для нашего региона и наших соседей.
При каждом удобном случае я повторяю, что международные отношения определяются корыстными интересами, значитв этой сфере недействительны отношения, основанные только на дружбе или только на вражде. Последние события в конкретной форме подтверждают эту тенденцию. Известно, что влияние определенных мировых сил на администрации некоторых стран может открыть путь к объединению, которое, по крайней мере, на данный момент рассматривается как постоянное. Например, в этом смысле можно оценить отношения Израиля и США. Кто бы ни был избран в качестве президента в США, отношения этой страны с Израилем в течение долгих лет не меняются. Словно Америка взяла Израиль под свою протекцию или чувствует себя вынужденной это сделать. В этом случае при необходимости США могут даже пренебречь собственными интересами.
На сегодняшний день не будет преувеличением утверждение о том, что при анализе последних событий в нашем регионе, визитов руководителей региональных государств в США и Россию, а также заключаемых соглашений, становится очевидно, что систему международных отношений полностью определяют личные выгоды.
Как известно, в связи с осуществляемым в последние годы США давлением Израиль выглядит так, будто бы в любой момент готов напасть на Иран. Наряду с внешними факторами об этом свидетельствуют и официальные заявления. Против Ирана в любой момент ожидается атака совместного производства США и Израиля. Причина – разработки Ирана в ядерной сфере.
Однако растиражированная в недавних газетах новость со ссылкой на американский источник привлекла особое внимание. Исходя из приведенной информации, США выразили готовность к проведению прямых переговоров с Ираном по вопросу его ядерных разработок. Подчеркну, что я - из тех, кто с самого начала был против того, чтобы хоть США, хоть Россия совершали атаку на какую-либо страну, объясняя это ядерной программой. Если ядерные разработки будут запрещены, тогда прежде всего отказаться от ядерного оружия должны владеющие им страны, при этом необходимо проявить аналогичную реакцию по отношению к Израилю, который, как известно, обладает сотнями ракет, оснащенных ядерными боеголовками. Пока этого не сделано, занимать подобную позицию по отношению к Ирану – значит придерживаться двойных стандартов и проявлять лицемерие. В тот же день, когда в СМИ разошлась информация относительно готовности США к проведению переговоров с Ираном, появилась другая новость, связанная с тем, что США и Израиль начинают проведение совместных учений. Учения направлены на тестирование и контроль израильской системы ПВО, управляемой из единого центра командования. Учения продлятся в течение трех недель, в них примут участие 10 тысяч военнослужащих, из них 3 тысячи американских пехотинцев. Это все, что было предоставлено вниманию общественного мнения, хотя, безусловно, есть и нераскрытая сторона вопроса.
Одно из важнейших актуальных событий также было связано с приглашением лидера Регионального правительства Курдистана Барзани в Москву. Приглашение Владимира Путина приобретает особое значение в свете недавнего соглашения о поставке вооружений стоимостью около 4 миллиардов долларов, заключенного Правительством Ирака и Россией. Иными словами, Россия, заключая соглашение с Ираком, возможно, стремится убедить Барзани в том, что приобретаемое оружие не будет использовано против курдского правительства. При рассмотрении данного события с той точки зрения, что Региональное правительство Курдистана в Ираке было образовано под эгидой сил США, оккупировавших Ирак, привлекает внимание мысль о том, что относительно событий в нашем регионе Россия и США обладают совместными выгодами, отношения между которыми не превращаются в конфликт интересов? Иными словами, возникает представление, что две империалистические силы действуют в соответствии с тайным заговором, основанным на совместных личных выгодах в нашем регионе. Разве отсутствие беспокойства у США по поводу заключенного соглашения Ирака и России не вызывает недоумения? Разве спокойствие США по поводу непосредственного приглашения Россией «марионеточного» правительства, ими же образованного, не означает, что все отношения основаны на личной выгоде? Есть ли разумное объяснение тому, что отношения Турции со всеми соседними странами обостряются, а силы, интересы которых должны сталкиваться по вопросу нашего региона, действуют мирно?