Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хадж как священная обязанность символизирует единство и целостность мусульман. Испокон веков мусульмане, встречающиеся один раз в году в Мекке, не просто совершают религиозный обряд, заимствуя друг у друга знания и идеи, - впоследствии они транслируют их там, куда возвращаются. Именно благодаря этому исламский мир сохранил свою жизнь и целостность.

Хадж как священная обязанность символизирует единство и целостность мусульман. Испокон веков мусульмане, встречающиеся один раз в году в Мекке, не просто совершают религиозный обряд, заимствуя друг у друга знания и идеи, - впоследствии они транслируют их там, куда возвращаются. Именно благодаря этому исламский мир сохранил свою жизнь и целостность.

В числе обрядов религиозных практик хадж обладает наиболее сильным политическим контентом. Наряду с единством веры, благодаря паломничеству ежегодно происходило обновление политических идеалов. Хадж, как «система кровообращения организма», привносил свежую струю в жизнь мусульманской уммы.

Еще столетие назад паломники Средней Азии, «рисуя широкую дугу», направлялись в Мекку через Стамбул. Совершив пятничный намаз в мечети, где находился халиф, и, посчитав, что разрешение на выполнение хаджа получено, они продолжали свой путь. Вместе с последними вестями и указаниями от губернатора Хиджаза, а также фетвами мединских улемов, также как и паломники, прибывавшие из Бомбея, Ачеха, Тимбукту, они возвращались в свои родные страны. В течение года известия, которые приносили паломники, составляли национальную повестку дня исламского мира.

Читайте также: Исламофобия - поиск западной идентичности, возрождение Востока

Приводит ли развитие коммуникаций и транспортного сообщения и возрастающее число совместных встреч к таким же результатам? На каком уровне, помимо единого направления при совершении молитвы (кыбла), находится способность представителей исламского мира понимать друг друга и объединяться? Чтобы полноценно отразить текущую ситуацию, достаточно вспомнить тот факт, что в исламском мире нет единого дня для празднования Курбан Байрам. Настолько простой вопрос долгие годы не может быть решен. Министерство по религиозным делам справедливо в своей настойчивости. При помощи научных технических средств проводятся сверхточные расчеты. Аргументы другой же стороны опираются лишь на повторяющуюся традицию.


При рассмотрении политических вопросов ситуация полностью раздваивается. Арабская география находится под перекрестным давлением. С одной стороны, она противостоит силам, навязывающим форму государства-нации извне. С другой – стремится препятствовать различным примитивным формам кланового давления изнутри. Межмазхабные различия, которые проходят на грани этих сложных балансов, образуют «зоны риска», открытые для «землетрясения». Как только зазвучали демократические требования в свете «арабской весны», началось всеобщее разрушение. Как мусульмане-главы региональных государств объяснят настолько длительное кровопролитие в Сирии? Как те, кто основывает свою политику государства-нации на мазхабных спорах и таким образом ее легитимирует, поместят этот грех в рамки мусульманской религии? В то время, как не прекращаются препятствия на пути к установлению мира между мазхабами, как это было в Ираке, или кланами, как в Ливии, как в рамках всего этого мусульмане вспомнят об идеале братства?
Глядя на эту картину, требуется ли искать другого виновника в разорении и оскорблении сегодняшнего и завтрашнего дня? Почему эта картина должна беспокоить государства, которые мы называем Западом, и Израиль?

Также по теме: Исламу необходим критиический взгляд на себя

Исламский мир хрупок, для него каждый раз характерны новые потрясения. Для их прекращения и образования новых и устойчивых балансов необходимо время. Как бы ни было сложно, кроме как жить в демократическом и свободном обществе, другого пути для мусульман нет. Без сосуществования в мире и единстве многообразных различий невозможно нахождение общих основ. Достижение этого единства не является прерогативой религии или языка. Это движение в одном направлении и вера в единого Бога и Пророка. Мусульмане нуждаются в терпимости друг к другу.

Именно в этом состоит причина возрастания споров, которые рассматриваются как возможность возвращения к прошлому или сопротивления изменениям для сохранения статуса и личных выгод определенных меньшинств. Причина спора - политическая, поэтому, его решение возможно через политическое согласие.

Жертвоприношение является общей основой авраамических религий, направленных на мирное, достойное сосуществование народов. Достижение согласия в мире, в котором один мусульманин уверен в другом мусульманине, достаточно, чтобы преодолеть сегодняшние проблемы. Этот праздник должен непременно отражать понятие «братства», при этом нам необходимо рассчитать, как обеспечить возможность этого братства в рамках международных споров.