Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Цирк совершает прыжок

Цирковые артисты пробуют новые формы. Теперь они выступают не только под куполом шапито, но также в больших залах, театрах и на фестивалях. В их постановках присутствует драматургическое начало, звучат разные языки. Кроме того, они имеют социальную направленность.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Цирк перестал быть просто чередой акробатических трюков, выступлениями клоунов и дрессированными слонами. Цирковые артисты пробуют новые формы. Теперь они выступают не только под куполом шапито, но также в больших залах, театрах и на фестивалях. В их постановках присутствует драматургическое начало, звучат разные языки. Кроме того, они имеют социальную направленность.

Если у Вас есть маленькие дети и Вы недавно водили их на цирковое представление, то наверняка подумали при этом: «Но ведь это совсем не то, что я видел несколько десятилетий тому назад, когда был маленьким». Отчасти так оно и есть. Целое поколение, которому сейчас за 30, запомнила классический формат цирка, преобладавший в 70-е годы. Помните? Цирковые представление проходили в шатрах, на круглой арене, с участием животных и были обращены в основном к детям. Они основывались на сложных технических трюках. Этот мир отобразили на большом экране Федерико Феллини и совсем недавно Алекс де ла Иглесиа (Álex de la Iglesia).

Тем не менее, цирк перестал быть просто чередой акробатических трюков, выступлениями клоунов и дрессированными слонами. В настоящее время существуют труппы, которые ставят весьма острые вопросы. Кто-то предлагает свое видение войны (как, например, французская труппа Lapsus), а кто-то рассказывает о проблемах Африки (цирк Phénix). Некоторые артисты не только развлекают публику, но и выступают со своими размышлениями о природе человека. Capas («Оболочки») – спектакль, получивший премию Барселоны в области циркового искусства за 2011 год), раскрывает наши секреты и наши миры, срывая с нас оболочки, чтобы показать нам нашу истинную суть». Как считает Марсель Баррера (Marcel Barrera), журналист, специализирующийся на данной теме, «традиционный цирк скорее преследовал цель развлечь людей. Сейчас, с приходом новых поколений, цирковой мир стал все больше походить на сценическое искусство».

Фабрицио Джианнини (Fabrizio Giannini), артист труппы Eia, исполняющий одну из главных ролей в постановке «Оболочки», рассказывает о своем представлении. «Наш цирк – это современные представления, которые проходят в зале. В отличие от классического цирка, которые во главу угла ставит виртуозность технического исполнения номера, мы применяем всеохватывающий подход к различным видам изобразительного и сценического искусства. Берем всего понемногу. В современном цирке присутствуют элементы танца, театра. Я бы сказал, что это совокупность искусств, где активно работает тело. Сейчас цирк больше направлен на взрослых».

Эмилиано Санчес (Emiliano Sánchez), танцовщик, жонглер и клоун, директор будущего зимнего цирка в Ateneu Popular Барселоны, согласен с этой оценкой. «Слияние цирка с другими видами искусств в настоящее время неизбежно.

Необходимо стремиться к тому, чтобы зритель чувствовал свою сопричастность с тем, что происходит на сцене. Найти притягательный момент, причем не столько в акробатике (сейчас публику этим особо не увидишь), сколько в замысле, направленности и подходе. Отыскать оригинальное в мире, где все делают одно и то же».

Эта маленькая революция в значительной мере объясняется тем, что новые поколения артистов получили образование в специализированных высших учебных заведениях. Следует помнить о том, что 30 лет тому назад во Франции и Бельгии, где уделяют значительное внимание цирку, значительно выросло обучение этому искусству и престиж самой профессии. Цирковые артисты, получающие высшее образование, сейчас должны изучать историю искусств, диетологию, нормы безопасности, юриспруденцию, акробатику, драматургию. И все должны показывать хорошие результаты по нескольким дисциплинам. Благодаря этом мы имеем самый изысканный и концептуальный цирк из тех, что можно сегодня увидеть.

25-летний аргентинец Игнасио Риччи (Ignacio Ricci) является представителем этого нового поколения цирковых артистов, делающих первые шаги в сценическом искусстве. Риччи – эквилибрист. В своем номере он сочетает эстетическую изысканность и техническое совершенство: «Раньше зрители не знали, насколько сложен номер, и исполнитель подчеркивал криками свое напряжение. Сейчас публика стала более требовательной и ценит прежде всего элегантность исполнения, а не его техническую сложность».

Висенте Льорка (Vicente Llorca) является главным редактором профильного журнала Zirkolika, выступающего, ко всему прочему, организатором различных мероприятий. «Раньше тонкости этого занятия передавались от отца к сыну, как в различных видах ремесел. Однако, сейчас молодежь с образованием создает собственные труппы, которые разрабатывают свой собственный стиль и выводят цирк из шапито на улицу», поясняет он.

Сейчас зачастую можно увидеть цирковые выступления, номера которых имеют свой сценарий и воспроизводят отдельные исторические события. Например, представление «Call me Maria» рассказывает о Барселоне 50-х годов с помощью цирковых номеров, танцев, театрализованного действа и рок-н-ролла. В прошлом году оно было выдвинуто на соискание различных премий.

«Цирк устремился в театры, на фестивали и выставки. Сейчас особое внимание уделяется эстетической стороне, содержанию и сценической постановке, в частности костюмам и макияжу. Постановки характеризуются новым подходом, в них активно используется язык жестов, фотографии и музыкальное сопровождение. Иногда они затрагивают злободневные темы, даже кризис», продолжает Льорка. «Во время представления между артистами и зрителями устанавливается более тесная взаимосвязь. Если раньше артист выступал сам по себе, то сейчас он полностью подчинен развитию сюжета, тому действию, которое развивается на сцене».

Леандро Мендоса (Leandro Mendoza), художественный директор барселонского цирка, признает, что в настоящее время сосуществуют несколько цирков миров. Если раньше цирк был однородным телом, то теперь он соединяет в себе целый ряд направлений. «За последние годы появились труппы, такие как Cirque du Soleil, у которых техническая сторона затмевает художественную, но одновременно возникает более сердечный, близкий к зрителю цирк, с небольшим количеством предметов, где главное – это создать настроение у зрителя. Я бы сказал, что цирк вобрал в себя другие искусства в стремлении создать собственный язык».

Эти новшества отнюдь не означают, что традиционный цирк перестал существовать. В цирковом мире идут серьезные дискуссии. Представители классического стиля, в большинстве своем артисты самоучки и носители семейных традиций, считают, что современный цирк, делая упор на внешние эффекты, драматургию и постановку номера и не уделяя такого же внимания технике исполнения, уже не может считаться настоящим цирком. Со своей стороны, сторонники самых передовых взглядов считают, что представления в шапито безнадежно устарели и даже деградировали. Таким образом, спор остается незаконченным.

Но если забыть о спорах, есть нечто, что объединяет всех цирковых артистов: это профессиональные требования. Хотя сейчас совсем необязательно спать в кибитке, как это случалось в прошлом, цирковое искусство требует жертв и постоянной самоотдачи. В него нужно уходить с головой. Как рассказывала Пепа Плана (Pepa Plana), участница труппы Cirque du Soleil, репетиции накануне выступления весьма изнурительные и длятся до 12 часов. Чтобы составить представление о всех превратностях цирковой жизни, достаточно пройтись по барселонскому Central del Circ, представляющему собой пространство для постановки спектаклей и имеющее всю необходимую инфраструктуру для тренировок, репетиций, творческой и исследовательской работы и постоянного самосовершенствования. Ежедневно эту площадку посещают десятки молодых людей (половина из них моложе 30 лет), и артисты рассказывают им о своей работе, как будто это единый коллектив. Все обмениваются впечатлениями, учатся и помогают друг другу.

Игнасио Риччи только что представил свой пятиминутный номер, на подготовку которого у него ушло два месяца. И дело того стоило. «Цирк форсирует развитие мышления и мышечной памяти. Человек чувствует себя комфортно в своем теле, управляет им. Весь риск состоит в том, что ты не знаешь, насколько тебя хватит. Мы напрягаем свое тело, но при этом не знаем хорошо пределов его возможностей. Поэтому необходимо постоянно быть в форме». Жоан Рамон Граэлл (Joan Ramón Graell), президент Ассоциации артистов каталонского цирка (кстати, он сейчас проходит период реабилитации после травмы) подчеркивает, что игра стоит свеч. «Работа в цирке дает тебе великое ощущение свободы и честности. Для успеха нужны желание и умение избежать травм. Не будем все же забывать, что цирк – это всегда риск. В нем всегда присутствует какая-то опасность».

Другим препятствием (скорее рабочего порядка), с которым сталкиваются люди этой профессии, является нестабильность заработков. Можно ли прожить, работая в цирке? В общем, да. Но только не надо при этом ставить себе в качестве конечной цели достичь положения Гая Лалиберте (Guy Laliberté), основателя Cirque du Soleil, ставшего, по данным журнала Forbes, одним из самых богатых людей в мире. Как правило, те, кто сумел создать свою собственную труппу, участвует в крупных событиях или фестивалях, живут, как и остальные сценические артисты. Следует отметить, что и здесь, как и во многих других областях культурной жизни, сказывается неблагоприятная конъюнктура.

Цирк пережил большой бум в период с 2004 по 2010 год. Однако за последние два года крупных постановок отмечено не было, и, как указывает Баррера, «налицо явный застой». Устроители фестивалей задерживают выплату денег, в отдельных случаях даже на целые месяцы.

Как явствует из доклада Национального совета по культуре и искусству при правительстве Каталонии, «глубокий экономический кризис, охвативший Европу, затронул в том числе и Европу. В результате сокращения городских бюджетов, в особенности тех статей, по которым выделяются деньги на проведение культурных мероприятий и обеспечение досуга населения, количество плановых цирковых выступлений сократилось на 50%. Это отрицательно сказываются на всей цирковой профессии». Чтобы выжить, артистам сегодня приходится заниматься всем: быть импресарио, бухгалтерами и распространителями билетов в надеже на то, что времена изменятся к лучшему».

Несмотря на трудности, у цирка есть огромный потенциал. «Я думаю, что в обстановке общего упадка цирк продолжает развиваться по восходящей. Он завоевывает все новые пространства, возможно, медленно, с запозданием”, говорит Леандро Мендоса. Марсель Эсколано (Marcel Escolano), один из основателей цирковой школы имени Рохелио Ривеля (Rogelio Rivel) и член труппы Los Galindos, подчеркнул: «Среди различных видов сценического искусства цирк по-прежнему держит оборону. Он позже других обрел государственную поддержку, создал себе имя, стал частью культурной индустрии и получателем дотаций». Каким-то образом он по-прежнему является островком художественной свободы, где артисты, как считает Эсколано, «работают с сокровенным». С ним согласен Фабрицио Джианнини. «Это светлое искусство, и надо продолжать творить, познавать мир, как ребенок, который только что появился на свет. Это и есть цирк».

Животные в цирке. За и против

Люди всегда использовали животных в своих цирковых постановках. Кроме того, это был способ показать их большой публике. Но этот цирк сейчас переживает не самые лучшие дни. В Барселоне (и еще в двадцати округах Каталонии), на Балеарских островах и в Арагоне запрещены выступления с животными, причем эта тенденция набирает силу по всему миру. Использование животных во время представлений запрещено также в Австрии, Коста-Рике, Перу, Швеции, Финляндии, Сингапуре, Дании, Боливии, Индии, Греции и Бразилии. В Англии ведутся большие споры по данному вопросу, равно как и в Ирландии, США и Колумбии. Сторонники использования животных во время постановок, помимо ссылок на исторические традиции, считают, что рожденные в неволе животные не страдают от отсутствия свободы, что за ними хорошо ухаживают (указывая при этом на прекрасные отношения, которые складываются между дрессировщиком и его подопечным), что за ними ведется постоянный ветеринарный контроль и что таким образом они способствуют сохранению животных видов. В свою очередь, защитники животных утверждают, что они испытывают постоянную стрессовую нагрузку, поскольку находятся не в тех местах, где должны были бы находиться, и что на них отрицательно сказываются постоянные переезды труппы.

Если оставить в стороне эти диаметрально противоположные точки зрения, то выживание этого вида цирка сталкивается с суровыми законами рынка. Себестоимость содержания животных (представьте на минуту, сколько стоит содержание и уход слонов, лошадей и львов) весьма высока, а юридические ограничения весьма затрудняют возможности их использования. В итоге номера не получаются. И труппам приходится придумывать поистине невероятные комбинации, чтобы не выйти за рамки сметы.