Тали Шэрот утверждает, что каждый человек изначально запрограммирован быть оптимистом. Тем не менее, иногда идущие извне идеи и стереотипы могут подвергнуть это качество жесточайшему испытанию… Отрывки из книги «Предрасположенность к оптимизму» (The Optimism Bias)
По своей сути стереотипы являются еще одним примером самореализующегося пророчества. Они способны оказать сильнейшее влияние на мир человека, особенно в том случае, когда одни и те же ожидания разделяет большое число людей. Люди подстраиваются под стереотипы группы, к которой они принадлежат, потому что от них ожидают, что они будут соответствовать этим стереотипам. Возьмем, например, Тома и Роба. Оба они учатся в вашингтонской начальной школе. Они примерного одного роста и веса, добиваются средних результатов в учебе, их высоко ценят товарищи и учителя. Том – черный, а Роб – белый. Изначально у Тома и Роба были одинаковые физические возможности. Роб бегал так же быстро, как и Том, также высоко прыгал и столь же часто забрасывал мяч в баскетбольную корзину. Тем не менее, все полагали, что Том играет лучше Роба в силу одного лишь цвета его кожи. Поэтому товарищи чаще приглашали Тома в команду. А учитель особенно внимательно наблюдал за ним, помогал скорректировать игру. Родители Тома подталкивали его к тому, ч
тобы тренироваться после уроков. Разумеется, Том стал играть лучше Роба. Хотя мысль о том, что Том талантливее Роба изначально неверна, стереотип самореализовался. Том – всего лишь один из многих примеров стереотипа о том, что черные лучше играют в баскетбол, что только усиливает самоподдерживающееся утверждение.
Кроме того, на это явление оказывает влияние и другой момент. Стереотипы поддерживают сами себя, потому что люди, на которых они направлены, чаще всего быстро начинают соответствовать тому, что от них ожидают. Самый поразительный пример быстрых изменений в силу соответствия стереотипам – это случай Джейн Эллиотт (Jane Elliott), учительницы одной из начальных школ Айовы. В ее классе, как и в большинстве классов этого штата, учились только белые дети. 5 апреля 1968 года, то есть на следующий день после убийства Мартина Лютера Кинга (Martin Luther King), Джейн Эллиотт захотела показать ученикам, что значит быть жертвой расовой дискриминации. Поэтому она решила устроить «игру» с такими правилами: дети должны были поделиться на две группы по цвету глаз. Учительница заявила, что дети с голубыми глазами стояли ниже детей с карими глазами, что они были глупее, хуже учились и что к ним требуется особое отношение. На перемене голубоглазые дети могли выйти во двор лишь после своих кареглазых товарищей. Кроме того, они были не вправе общаться с ними.
Поведение детей сразу же начало меняться. Ученики с карими глазами стали увереннее в себе, тогда как в поведении голубоглазых обозначилась робость. Однако самое удивительное заключается в том, что способности к чтению и письму изменились столь же быстро. Джейн Эллиотт отметила повышение успеваемости у детей с карими глазами, тогда как показатели второй группы пошли на спад. На следующий день она поменяла их ролями. На этот раз «высшей расой» были объявлены дети с голубыми глазами. Всего за несколько минут дети адаптировались к их новым ролям. Голубоглазые начали вести себя как доминирующая группа, а кареглазые выглядели напуганными и неудовлетворенными. Результаты контрольных по орфографии за эти два дня показали, что дети лучше проявляли себя, когда их группу объявляли высшей.
Тали Шэрот, профессор нейробиологии и психологии из Университетского колледжа Лондона