Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Родителям нужно бороться с тягой к командирскому тону

Занятым родителям следует уделять время «болтовне» с детьми и не ограничиваться указаниями и замечаниями

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавно, когда я ожидала вылета в аэропорту, меня поразило, как сидевшая напротив меня женщина вполне обеспеченного вида общалась с двумя своими детьми. Не отрываясь от ноутбука, она издавала настоящий поток отрывистых команд: «Не трогай это»; «Сейчас будем есть»; «Ты неправильно это делаешь»; «Не шуми»; «Поделись с братом». Сегодня осмысленные разговоры с детьми – большая редкость.

Недавно, когда я ожидала вылета в аэропорту Гатвик, меня поразило, как сидевшая напротив меня женщина вполне обеспеченного вида общалась с двумя своими детьми. Нет, это не был ужасный ор, который часто можно услышать в супермаркетах, когда ребенок устраивает истерику в кондитерском отделе, однако зрелище все равно было неприятным. 

 

Не отрываясь от ноутбука, она издавала настоящий поток отрывистых команд: «Не трогай это»; «Сейчас будем есть»; «Ты неправильно это делаешь»; «Не шуми»; «Поделись с братом». 

 

Это было бы понятно в напряженной обстановке, но в действительности мы все зарегистрировались заранее и теперь вынуждены были ждать в зоне вылета. Если в суматохе школьной недели, любая мать вынуждена поторапливать ребенка командами, в данном случае моя соседка вынужденно получила двухчасовое окно возможности, потенциально позволявшее ей немного пообщаться с детьми. 

 

Как психолог и инструктор по личностному росту я работаю с самыми разными клиентами, включая чрезвычайно успешных и занятых людей. Я часто спрашиваю их об отношениях в семье и прошу разыгрывать сцены семейного общения. В итоге меня тревожит преобладание у родителей, действующих из лучших побуждений, команд в стиле армейского сержанта. При этом осмысленные разговоры с детьми – большая редкость. В худших проявлениях у подобных родителей получается то, что я называю «командирским родительством». 

 

Мои предположения подтверждаются исследованиями того, что думают сами дети. Сьюзи Хэйман (Suzie Hayman), автор книги «Воспитайте счастливого подростка» («Raise A Happy Teenager») отмечает: «Согласно докладу ЮНИСЕФ [от 2007 года], дети в Британии считают, что родители в основном общаются с ними с помощью указаний. На мой взгляд, родители не столько проводят со своими детьми время, направляя их, поддерживая и просто находясь рядом с ними, сколько пытаются воплотить в жизнь нереалистичные ожидания совершенства».

 

Другие исследования также дают пищу для размышлений. Опрос, совместно проведенный в 2010 году Министерством здравоохранения и Министерством по делам детства, школ и семей, показал, что 75% детей в возрасте от 11 до 14 лет хотели бы, чтобы им было проще говорить с родителями о важных вопросах. Можно не без оснований предположить, что трудности коммуникации между детьми и родителями связаны с психическими проблемами, такие как тревожность и депрессия, которые, по данным Фонда психического здоровья, наблюдаются примерно у 20% детей. 

 

Я предполагаю, что на то, как мы общаемся в семье, повлиял лаконичный стиль SMS и электронной переписки. Искренние и спокойные разговоры становятся редкими. Не стоит забывать и о круглосуточной занятости современных родителей (причем часть этой занятости они создают себе сами, например, увлекаясь социальными сетями). Безусловно, лаконизм работает, когда времени совсем нет, однако меня волнует, что он принимает хронический характер. В результате дети тоскуют по нормальному диалогу и не вырабатывают необходимые для развития отношений коммуникационные навыки. 

 

Как пишет Хэйман: «По результатам исследования ЮНИСЕФ, посвященного тому, насколько счастливы дети в разных странах, мы получили плохие оценки. В странах с лучшими результатами – таких, как Норвегия и Нидерланды, дети говорили, что родители зачастую с ними просто “болтают”. Наша культура предусматривает много работы и много телевизора. На спокойное общение не остается времени». 

 

В следующий раз, когда ребенок захочет с вами поговорить или показать вам какое-нибудь свое изделие или рисунок, проявите интерес, похвалите сделанное. Если вы заняты, не рявкайте: «Не сейчас!» а предложите поговорить, «когда сможете отвлечься» - скажем, через полчаса. Неужели вы не сможете найти пять минут, чтобы пообщаться со своим ребенком? 

 

Д-р Пэм Сперр - психолог, автор книги «Как быть счастливым человеком» («How To Be A Happy Human»).