Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему диссонанс в музыке бьет не по тем струнам в мозгу

Похоже, что общее неприятие дисгармонии вызвано математическими отношениями обертонов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Давно уже считается, что негармоничные музыкальные аккорды содержат звуковые частоты, которые накладываются друг на друга и в результате вызывают у нас нервозное состояние. В новом научном исследовании излагается предположение о том, что на самом деле мы предпочитаем гармоничные аккорды по другой причине, которая связана с математическими отношениями между различными частотами, формирующими звук.

Многим людям не нравится грохочущий диссонанс композиторов модерна - таких, как Арнольд Шенберг (Arnold Schoenberg). Но откуда такие проблемы с неблагозвучием? Давно уже считается, что негармоничные музыкальные аккорды содержат звуковые частоты, которые накладываются друг на друга и в результате вызывают у нас нервозное состояние. В новом научном исследовании излагается предположение о том, что на самом деле мы предпочитаем гармоничные аккорды по другой причине, которая связана с математическими отношениями между различными частотами, формирующими звук.

Нейробиолог из Монреальского университета Квебека Марион Кузинье (Marion Cousineau) вместе с коллегами проанализировала эти объяснения предпочтительного отношения к благозвучию и дисгармонии, сравнив ответы контрольной группы людей с нормальным слухом и людей с амузией (так называется утрата способности воспринимать музыку и различать музыкальные тона).

Неприятные звуки

Грубо говоря, гармоничные аккорды состоят из оттенков, которые все вместе «звучат приятно». Диссонантные аккорды - это такие сочетания, которые звучат резко и создают дисгармонию. Причина, по которой нам нравятся одни музыкальные звуки и не нравятся другие, давно уже является загадкой как для музыкантов, так и для ученых, занимающихся проблемами познания.

Читайте также: Когда наука наносит вред

Часто звучит предположение о том, что у человека врожденное предпочтение к гармонии и неприязнь к диссонансу. По этой причине некоторые приходят к выводу, что музыка с большим количеством неблагозвучных аккордов - это нарушение закона природы, и поэтому она плохо звучит. Другие же, включая самого Шенберга, утверждают, что диссонанс - это просто условность, и что мы можем научиться его любить.

Вместе с тем, давно уже считается, что существует психологическая причина, по которой некоторые виды диссонанса режут слух. Два близкие по частоте тона вместе создают «биение». То, что мы слышим, - это один тон, громкость которого то усиливается, то уменьшается. Если частотная разница находится в определенных пределах, быстрый ритм создает дребезжащий звук, который мы называем резким. Отвращение к таким резким звукам, похоже, совпадает с общей неприязнью к таким интервалам, как малая секунда.


Но когда Кузинье с коллегами попросила людей без музыкального слуха оценить степень приятности целой серии интервалов, они не увидели вообще никаких различий между ними. В отличие от них, люди с нормальным слухом назвали очень неприятными малые интервалы (малые секунды и большие секунды, такие как C–D) и большие, но субоктавные интервалы (малая септима (C–B минор)) и большая септима (С-В).

Также по теме: Признание страха помогает его преодолеть

Дисгармония

Затем ученые проверили, как обе группы относятся к биениям. Они обнаружили, что люди немузыкальные их слышат, и они им не нравятся точно так же, как и контрольной группе. Так что последняя группа невзлюбила диссонансные интервалы по какой-то другой причине.

Похоже, что предпочтения возникают из так называемой гармоничности консонантных интервалов. В нотах содержится много обертонов - частот, которые кратны целым числам базовой частоты в ноте. В консонантных интервалах обертоны двух нот имеют тенденцию совпадать, как кратные целых чисел, в то время как у диссонантных интервалов такого нет: они больше похожи на нерегулярные обертоны для «негармоничных» звуков - таких, как удары по металлу.

Контрольная группа отдала предпочтение консонантным интервалам с обычными отношениями гармоник, но не с «искусственными», в которых обертоны немного смещаются, создавая дисгармонию, а базовые тоны остаются те же. Люди с амузией не услышали различий между ними: похоже, они нечувствительны к гармоничности.

Соавтор исследования Джош Макдермотт (Josh McDermott) из Нью-Йоркского университета ранее сообщал, что гармоничность важнее биений для неприятия диссонанса нормальными слушателями. В новой работе он со своими коллегами утверждает, что невосприимчивость к гармоничности и диссонансу у людей с амузией подтверждает его тезис.

Читайте также: Советский синтезатор - синтез оккультизма и электронной музыки

Музыкальный психолог из Калифорнийского университета в Сан-Диего Диана Дейч (Diana Deutsch) говорит, что эта работа может представлять интерес для изучения амузии. Однако она сомневается, что ее результаты могут добавить что-то существенное к нашему пониманию нормального музыкального слуха. В частности, она не уверена, что эти выводы выживут в контексте нашего повседневного прослушивания музыки, когда у людей возникают порой противоположные предпочтения. «Рок-группы часто специально вводят в свою музыку дребезжащие и диссонантные звуки, что вызывает восторг у слушателей», - говорит она.

Психолог Сандра Трегуб (Sandra Trehub), работающая в Университете Торонто, согласна с ней, и говорит, что во многих музыкальных традициях диссонанс и резкие звуки ценятся весьма высоко. «Трудно представить себе фольклорную традицию, которая основана на чем-то изначально негативном», - отмечает она.

Но как подчеркивает Макдермотт, эти результаты отнюдь не говорят о том, что в любви к гармонии есть нечто врожденное. Он считает, что здесь большую роль играет познание. «Необходимы иные подходы, чтобы найти ответ на вопрос о врожденной любви к гармонии», - заявляет он.