Atlantico: Исследование показало, что французская молодежь лишь изредка посылает своему работодателю предложение стать «другом» в Facebook. Можно ли использовать социальные сети как профессиональный инструмент, чтобы дать толчок развитию карьеры?
Людовик Бурсен: Не стоит путать разные вещи. Linkedin и Viadeo — это профессиональные социальные сети, которые прекрасно для этого подходят. К Facebook это относится в гораздо меньшей степени. Когда вы идете в ночной клуб, то, разумеется, одеваетесь не так, как на работу. Примерно так же обстоят дела и с социальными сетями.
В то же время в определенных областях, таких как маркетинг, связи с общественностью и журналистика или на некоторых молодых предприятиях Facebook может стать интересным рабочим инструментом. Он может помочь выйти на связь с труднодоступными иначе людьми и привлечь внимание к своей работе. Для таких случаев есть простое решение, которое позволит избежать ошибок: один аккаунт в Facebook для друзей и еще один для работы.
Летисья Пюифоше: И они правы! Не думаю, что Facebook — это подходящее место для связи с работодателем, если, конечно, вы на самом деле не являетесь друзьями, что тоже случается. В то же время я бы порекомендовала им воспользоваться профессиональными сетями, такими как Linkedin, Viadeo и даже Twitter. Помимо связи с работодателем могут помочь в развитии карьеры в том плане, что они позволяют высказаться и отправить сообщения. И тому, кто отправляет сообщения, нужно сначала научиться их составлять. Кроме того, выражение своего мнения и его защита в социальных сетях является непростым делом. Но в то же время это важная тренировка. В заключении хочу сказать, что социальные сети — это прекрасное место для того, чтобы научиться четко и ясно выражать свои мысли.
— Опасно ли, когда начальник в списке друзей в Facebook?
Людовик Бурсен: Это опасно и в принципе даже бессмысленно. Начальник — это не «друг», а менеджер. На некоторых предприятиях намеренно культивируется миф о начальнике-друге. Тем не менее, этот образ ложен и, как мне кажется, даже опасен, как мы пишем об этом в нашей книге «СМИ с человеческим лицом» (Le Média Humain).
Предприятие превратилось в настоящую социальную сеть, в связи с чем для общения и взаимодействия с начальником нет необходимости быть с ним друзьями в Facebook. Само предприятие должно формировать то, что мы называем «внутренним информационным пейзажем». Именно предприятие и его руководство должны организовать собственное пространство для диалога менеджеров и сотрудников.
— О чем говорят отношения работодателей и сотрудников в социальных сетях с точки зрения изменения поведения на рабочем месте?
Людовик Бурсен: Социальные сети влияют на поведение на рабочем месте. В новых условиях, когда за последние годы граница между внутренним и внешним общением практически стерлась, это явление, как нам кажется, влечет за собой два серьезных последствия. Первое заключается в том, что наши предприятия становятся все более плоскими в управленческом плане: пирамидальная схема постепенно сдает позиции перед более «горизонтальной» системой менеджмента. Обмен информацией на предприятии переходит из разряда возможности в степень необходимости. Менеджеры больше не могут удерживать информацию в своих руках и использовать ее как опору для своей легитимности. Этот мир постепенно исчезает. Иерархия становится всего лишь одной из многих других сетей. Сотрудники сами начали вести дискуссию на предприятии.
Летисья Пюифоше: Я согласна с Людовиком. Социальные сети и в первую очередь внутренние социальные сети ведут к тому, что предприятие становится более «плоским». В социальной сети предприятия любой человек может говорить с кем угодно в независимости от его иерархического положения. Такая гибкость и пластичность может дать второе дыхание предприятиям, которые во время роста иногда теряют свойственный им в молодости кипучий поток идей. Поэтому да, отношения между работниками и работодателями в социальных сетях свидетельствуют об изменениях в поведении на рабочем месте, где в последние годы наблюдается переход от «назначенного» менеджера к «избранному», тому, за кем люди готовы следовать, как в социальных сетях, так и на работе.
— Достаточно ли хорошо мы понимаем понятие круга в социальных сетях, чтобы добавить в него своих работодателей, или же таким образом мы раскрываем излишне личностную часть нашей жизни?
Людовик Бурсен: Круги — это хорошее понятие. Круги профессиональной и личной жизни могут пересекаться. Однако ни в коем случае один из них не должен накладываться на другой. Есть несколько простых советов о том, как действовать в социальных сетях, и я прошу сотрудников simply-city. com следовать этим указаниям. Это всего шесть коротких фраз, но они, как мне кажется, значат гораздо больше всех длинных кодексов и норм, которые составляет администрация, а работники никогда не читают.
Before you act as an employee on social media, listen. (Перед тем, как что-то сделать в социальной сети как сотрудник, послушай)
Before you react as an employee on social media, think. (Перед тем, как отреагировать на что-то в социальной сети как сотрудник, подумай).
Before you critize as an employee on social media, wait. (Перед тем, как критиковать что-то в социальной сети как сотрудник, подожди).
"Before you reveal an information as an employee on social media, check. (Перед тем, как выложить информацию в социальной сети как сотрудник, проверь).
Before you attack as an employee on social media, double check. (Перед тем, как устраивать нападки в социальной сети как сотрудник, проверь все дважды).
If you do not understand those messages or do not speak English, Leave this company before you make a mess. (Если ты не понимаешь это или не говоришь по-английски, уйди из этой компании, пока не создал проблемы).
Летисья Пюифоше, руководитель пиар-агентств WordAppeal и Pelham.
Людовик Бурсен, генеральный директор сайта simply-city. com.