Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Европа: обратная сторона энергетического рынка

Упрямство некоторых государств-членов заставило Европейскую комиссию признать, что достичь намеченных задач на 2014 год будет непросто

© REUTERS / Vasily FedosenkoЛинии электропередач в Минске
Линии электропередач в Минске
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Финансовый кризис замедлил приток инвестиций, а переход к низкоуглеродной экономике часто навязывает правительствам сложных партнеров и позволяет традиционным операторам замаскировать государственную помощь под видом «зеленых» инициатив. Вышедший в четверг доклад Еврокомиссии подробно анализирует ситуацию в каждой стране.

Общеевропейский энергетический рынок, в который также должны войти Турция, Норвегия и Швейцария... Решить эту задачу к 2014 году будет непросто, если судить по обнародованным в четверг в Брюсселе рекомендациям Европейской комиссии.

Эта цель была поставлена руководством Евросоюза в феврале 2011 года и содержала в себе четыре главных задачи, которые повторил в четверг комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер (Günther Oettinger): единообразная конкуренция в ЕС для предотвращения манипуляцией ценами на электричество; предоставление потребителям более полной информации; приведение в соответствие законодательных мер по развитию частного сектора; а также масштабные инвестиции в транспортную инфраструктуру для повышения надежности энергообеспечения каждого государства-члена - вне зависимости от его профиля (атомная энергия, возобновляемые источники, газ и т. д.). Кроме того, такая система должна сократить зависимость от России (крупнейший поставщик энергоносителей в ЕС) и Газпрома, в отношении которого в Еврокомиссии начали следствие.

Проблема в том, что сейчас этот план дышит на ладан. «ЕС на неверном пути», — признают в Европейской комиссии. И не без причины: слишком большое количество национальных законов по ценообразованию в сфере электроэнергии (их нет только у 9-ти из 27 стран), не всегда беспристрастные регуляционные институты, расхождения между государствами насчет того, какие механизмы могут объединить чистую энергию (причем, солнечной и ветровой энергии это пока не касается) с той, что дают углеводороды и атом. «Вместо того, чтобы работать над общим подходом, многие поступают совершенно иначе», — сокрушается Гюнтер Эттингер.


Первое, по мнению комиссии, это недостаточно четкое применение на национальном уровне директив третьего энергетического пакета, принятого в сентябре 2009 года. Правило о разграничении производства электроэнергии от ее доставки и продажи по-прежнему очень часто обходят. Вторая проблема заключается в финансовом кризисе, который замедлил приток инвестиций. Третий подводный камень - переход к низкоуглеродной экономике. В некоторых случаях он навязывает правительствам сложных партнеров и позволяет традиционным операторам замаскировать государственную помощь под видом «зеленых» инициатив. Вышедший в четверг доклад Еврокомиссии подробно анализирует ситуацию в каждой стране.

Сейчас главная цель - довести до конца проект единого энергетического рынка к 2014 году. Все это оставляет Швейцарии (это важнейшая для ЕС третья страна в сфере развития электричества и использования гидроэнергетических ресурсов) небольшой срок на завершение переговоров по соглашению о доступе к рынку, которым в настоящий момент препятствуют организационные вопросы (ЕС ставит их разрешение предварительным условием). Тем не менее, вчера немецкий комиссар (до конца года его сменит в этом кресле Дорис Лойтхард — Doris Leuthard) не стал говорить об этой «блокаде» и вновь подчеркнул, что решение будет принято в следующем году.

В любом случае, в Брюсселе хотели бы нарастить темпы. В июне 2013 года будут обнародованы новые материалы об энергетических возможностях и определен список приоритетных инфраструктурных проектов. В этом плане многое будет зависеть от намеченного на 22 и 23 ноября саммита по бюджетному планированию на 2014-2020 годы. «Механизм взаимосвязи» в Европе, на который Еврокомиссия хотела потратить 50 миллиардов евро, может быть очень сильно урезан или вообще отложен в долгий ящик.