Если 24-летний студент юридического факультета Техасского университета Коди Уилсон (Cody Wilson) добьется своего, каждый человек в Соединенных Штатах, молодой и старый, с лицензией и без, сможет смастерить вполне рабочее и смертоносное оружие в тиши собственного дома, и это обойдется ему чуть дороже, чем стоимость нескольких банок пива.
Действуя через свою организацию Defense Distributed, Уилсон собирает деньги на проектирование «викиоружия», которое можно будет собирать из деталей, полностью созданных в формате 3D печати. Такие 3D-принтеры, как Reprap и Makerbot, использующие управляемые компьютером раздаточные головки, идеально воспроизводят копии по цифровым моделям из металла и пластика. В последнее время они стали дешевле и доступнее для потребителей, поскольку стоят сегодня меньше, чем новый компьютер Apple. Такие принтеры позволяют человеку печатать сконструированные по заказу предметы безо всякой суеты, спешки и правил заводского конвейера – будь то неповторимое колье или что-то более смертоносное.
Викиоружие похоже на готовый рецепт домашнего терроризма и убийцу правил владения оружием – ведь любой, у кого имеются даже малейшие претензии к соседу, сможет удовлетворить их при помощи насилия. Однако Уилсон, который во время нашего первого разговора сначала монотонно бубнил, как какой-нибудь бесчувственный злодей из бондианы, а затем вдруг заговорил научным языком взволнованного старшекурсника, каковым он и является, видит в этом способ демонстрации того, как технологии позволяют создать индивидуализм нового типа. «Я же не тот, кто просто пытается заставить всех и каждого напечатать кучу оружия, а потом выкатить его, - сказал мне Уилсон. – Просто я хочу показать, какое печатное будущее нас ожидает».
Читайте также: Откуда берутся инновации?
В колледже Уилсон специализировался на английской литературе, а сейчас активно интересуется философией. И он никогда в жизни не ходил на охоту с ружьем. «У моего отца всегда был дробовик, но я в детстве редко его видел, - говорит он. – В семье оружие не очень любили, и это не было частью моего воспитания». Идея создания Defense Distributed впервые посетила его в марте 2012 года. Задумавшись о создании собственной организации политического действия, Уилсон в итоге решил разработать проект, способный изменить мир, не погрязнув при этом в существующем порядке.
Его товарищ и специалист по электронике широкого потребления Бенджамин Деньо (Benjamin Denio) предложил заняться изготовлением оружия, работая по принципу «сделай сам», что стало возможно благодаря 3D принтерам. Уилсон добавил к этому свою идею – бесплатно раздавать изготовленную на принтере конструкцию оружия, что стало весьма парадоксальным моментом в движении открытых источников. «Мы приспособили свою идею к концепции всеобщего доступа к оружию», - объясняет он.
Следующим летом Уилсон вернулся в свой родной город Литл-Рок, что в Арканзасе, и разработал остальные детали плана вместе с друзьями, сидя в местных барах. Он решил собрать средства для осуществления проекта на вебсайте общественного финансирования, однако понимал, что ни за что не пройдет строгий процесс отбора заявок на сайте финансирования творческих разработок Kickstarter. Ему показалось, что лучше воспользоваться услугами аналогичного сайта Indiegogo, правила которого были менее строгими. Кроме того, там не было схемы финансирования по принципу «все или ничего».
Как-то раз, закрывшись в офисе своего приятеля, Уилсон записал ознакомительный видеоролик Defense Distributed. Кампания финансирования викиоружия вступила в силу 27 июля 2012 года – как и остроумный вебсайт, где было все - от замечательной торговой марки с рекламой до манифеста, составленного из цитат отцов-основателей Америки в защиту оружия. Оставалось лишь дождаться того момента, когда эта пороховая бочка взлетит на воздух.
Также по теме: Запретить оружие - значит, спасти многих
Принтеры уже получили широкое распространение в оружейной отрасли. Крупные изготовители оружия сотрудничают с разными компаниями, например, с компанией из Миннесоты Stratasys, которая поставляет 3D принтеры во многие страны мира. Они отдают им на подряд изготовление методом печати деталей для испытаний. Однако не на промышленном уровне печать рабочих деталей оружия - это большая редкость. Физические силы, воздействующие на детали огнестрельного оружия, заставляют непрочный материал крошиться, плавиться и раскалываться. Так что, если напечатать слабую деталь, можно подвергнуть свою жизнь смертельной опасности. Но все равно попытки печати деталей предпринимаются.
В мае 2011 года, то есть, за год до появления Defense Distributed, инженер-механик и оружейник-любитель по имени Майкл Гуслик (Michael Guslick) вполне успешно изготовил нижнюю часть ствольной коробки винтовки AR-15 (это то самое оружие, которое вполне легально приобрел стрелок из Авроры, штат Колорадо), сделав ее при помощи промышленного принтера компании Stratasys FDM1600, который он купил на рынке подержанных товаров. Ствольная коробка это та деталь оружия, где размещается спусковой механизм и магазин, без чего винтовка не сможет стрелять. Сама по себе ствольная коробка по американским законам является деталью огнестрельного оружия и находится под строгим контролем. На этой детали обычно ставится серийный номер, которого у коробки Гуслика конечно же не было.
Гуслик с его мягким голосом и характером технического червя, вечно копающегося в интернете, больше подходит на роль папаши, что-то латающего и чинящего в гараже, нежели на роль террориста. Он собрал всю винтовку полностью из деталей, которые можно купить через интернет, и испытал ее лишь 1 июля 2012 года. Видимо, это было первое в мире успешное испытание самодельной винтовки, в которой использовались элементы, изготовленные по технологии 3D-печати. Блогер Turomar разместил в августе на сайте Ambulatory Armament Depot видео испытательных стрельб из собственной AR-15 с нижней частью ствольной коробки, изготовленной на 3D принтере.
Читайте также: Всемирный рейтинг инноваций 2012
Гуслику неинтересно делать важные политические заявления о своем достижении. Создание винтовки из отпечатанных на 3D принтере деталей - это просто интересная техническая задача. «Вообще-то я не стрелок и не охотник, - сказал мне Гуслик. – В оружии я вижу удивительные механизмы. Это хорошие объекты для экспериментирования».
По его словам, для создания нижней части ствольной коробки он потратил 30 долларов на покупку полимерного пластика. Обычно имеющиеся в продаже ствольные коробки стоят около 100 долларов, хотя их необходимо приобретать у оружейных дилеров с лицензией, так как напрямую покупателям их не поставляют. Чтобы собрать винтовку полностью, надо купить детали на сотни долларов. Здесь вступают в силу дополнительные требования к механическому оборудованию, и кроме того, надо иметь большой опыт станочной обработки деталей. Таким образом, собранная самостоятельно винтовка AR-15 обойдется имеющему разрешение покупателю примерно в тысячу долларов, а купленная легально в оружейном магазине - и того больше.
Гуслик не согласен с идеей Уилсона о политизации оружейного производства, но больших проблем в проекте Defense Distributed он не видит. На самом деле, говорит он, полностью сконструировать оружие для 3D печати можно за выходные, и скорее всего, это будет в рамках закона.
«С правовой точки зрения ничего нового в печати оружия нет», - говорит мне Гуслик. Многие увлеченные этой работой люди уже используют приобретенные вполне законно детали и наборы для самостоятельного изготовления стреляющего оружия. Гуслик и сам собрал АК-47. Для создания определенных видов оружия, отсутствующего в продаже, не нужна даже федеральная лицензия. В своем нынешнем состоянии, отмечает Гуслик, 3D печать это просто не самый эффективный способ самостоятельного массового изготовления оружия. «Если бы кто-то реально хотел спланировать для боевиков и борцов за свободу производство оружия, ему хватило бы одного фрезерного и одного токарного станка», - утверждает он.
«Похоже, люди думают, что 3D печать достигла такого уровня, когда ты просто нажимаешь кнопку печати, и из принтера выходит все, что пожелаешь, - говорит Гуслик. – Если технологии продвинутся достаточно далеко, то конечно, кто-нибудь когда-нибудь сумеет напечатать нечто более зловещее. Однако на это уйдет много времени».
Также по теме: Как закончился мой давний роман с оружием
Кампания Defense Distributed по сбору средств на сайте Indiegogo началась медленно. Но ей оказали поддержку популярные сайты 4chan и Reddit. Сбор средств длился 22 дня, и в итоге удалось собрать 1708 долларов, прежде чем на него обратили внимание модераторы сайта, которые удалили этот проект, объяснив свой поступок «необычной активностью счета». Уилсон опровергает все жалобы по поводу незаконности своей кампании. Defense Distributed не продает оружие, она просто делится информацией, утверждает он. Однако он всегда думал о том, что проект могут прикрыть. «Стратегия была идеальная – на нас обратили достаточно внимания», - говорит Уилсон.
После удаления проекта с сайта Indiegogo Уилсон перевел кампанию по сбору средств на собственный вебсайт, собирая пожертвования самостоятельно. Воспользовавшись шумихой в прессе, они сумели собрать около 10000 долларов, прежде чем в дело вступил иностранный меценат. Этот анонимный жертвователь пообещал давать по два доллара на каждый доллар, поступающий на счет Defense Distributed, до суммы 20000 долларов, и выполнил свое обещание, говорит Уилсон.
Когда деньги были собраны, группа Уилсона взяла в аренду у Stratasys промышленный 3D принтер и начала работу по конструированию. Но вскоре они столкнулись с новым препятствием. Юристы Stratasys написали Уилсону письмо, в котором уведомили его о том, что забирают принтер. «В своей политике Stratasys руководствуется принципом не разрешать использование своих принтеров в противозаконных целях», - сообщили они. Вскоре в техасский дом Уилсона приехала команда эвакуаторов, чтобы забрать еще не распакованный принтер.
Отношение к проекту стало резко негативным, когда Defense Distributed попала в центр внимания. Исполнительный директор Коалиции против насилия с применением оружия (Coalition to Stop Gun Violence) Джош Хорвиц (Josh Horwitz), выступая на страницах Huffington Post, назвал организацию Уилсона «угрозой нашим избранным руководителям». Он написал: «Уилсон считает, что его способность применять насилие к другим это единственная вещь, подтверждающая его статус гражданина». В недавней беседе по телефону Хорвиц сказал мне, что в викиоружии его беспокоит не непосредственная физическая угроза, а вредность стоящей за ним концепции. «Мысль о том, что государство этот враг … полностью противоречит американской традиции политического равенства», - сказал он.
Читайте также: Восточная Европа - скрытый центр инноваций
Хорвица тревожит то, что отпечатанное оружие не имеет серийных номеров, и его невозможно отслеживать. Кроме того, здесь отсутствует процедура проверки его владельцев. Тем самым, полностью подрываются те незначительные меры контроля, которые в настоящее время действуют в нашей стране. «Стоимость членства в этом клубе будет настолько низкой, что регулировать процесс будет очень сложно», - предупреждает он.
«Всякий раз, когда внедряется новая технология, ею спешат воспользоваться преступники», - подтвердил точку зрения Хорвица эксперт по безопасности Марк Гудман (Marc Goodman), выступая в июне 2012 года на конференции TED. С развитием 3D печати, предостерегает он, навсегда уйдут в прошлое ограничения на оружие, особенно между государственными границами. «Уже не надо будет таскать с собой пистолет, нужен будет лишь 3D принтер».
Организации в защиту оружия тоже не очень положительно относятся к 3D печати. «Появление 3D принтеров показало, что технологии продолжают опережать возможности контроля за оружием, - написал мне по электронной почте представитель организации «Владельцы оружия Америки» (Gun Owners of America) Эрик Прэтт (Erich Pratt). – Нам кажется, что не будет никаких конституционных правомочий для введения запрета на 3D принтеры».
«Люди, занимающиеся 3D печатью, по-настоящему возненавидели это, - сказал мне Уилсон. – Они отвернулись от нас». Компания Makerbot, производящая недорогие 3D принтеры, на которых хочет работать Defense Distributed, отказалась комментировать эту историю, хотя в ее каталоге открытых источников по 3D печати Thingiverse, материал для которого поставляют пользователи, имеются загружаемые модели для печати нижних частей ствольных коробок, глушителей и магазинов, а также других оружейных деталей.
Но все это не обескураживает Уилсона и Defense Distributed. Чтобы найти замену 3D принтеру, который забрала Stratasys, Уилсон сейчас договаривается с двумя разными продавцами подержанной техники. «Другие люди тоже прямо сейчас предлагают мне свои принтеры», - сказал он мне. Викиоружие по-прежнему находит себе поклонников и ценителей в других странах, где оружие жестко контролируется. «Русские хотят вернуть себе оружие. Они очень рассержены по этому поводу», - смеется Уилсон.
Также по теме: После стрельбы в Колорадо, уровень продаж оружия резко вырос
Он создал новое общество с ограниченной ответственностью, и сейчас разбивает деятельность Defense Distributed на три отдельные подразделения. «Так что в ходе юридических атак они смогут одновременно ликвидировать лишь одно или два», - объяснил он мне в конце октября. Они стремятся получить лицензию по форме 7, что позволит сделать компанию официальным изготовителем оружия и боеприпасов. Место для проведения испытательных стрельб в Сан-Антонио уже зарезервировано.
9 ноября Уилсон прислал мне письмо с новостями. Скоро компания проведет свое первое заседание совета директоров и получит статус некоммерческой организации. Он ждет увеличения потока пожертвований, чему должно помочь переизбрание Обамы, поскольку консервативные политики оказались «полностью брошенными на произвол судьбы», как написал Уилсон. К компании проявляют интерес «некоторые состоятельные люди», готовые обеспечить следующий этап финансирования, на котором планируется закупить дополнительное оборудование. Короче говоря, проект уверенно стоит на ногах. «Я надеюсь, что мы начнем производство через три недели», - так Уилсон закончил свое письмо.
Винтовки Уилсона, являющиеся продуктом 3D печати, могут навсегда разрушить меры контроля за оружием, но главное в нем то, что оно может стать символом более обширной идеи, а не инструментом убийства. Это оружие укажет путь в будущее, в котором технологии позволят человеку обойти стороной государство, отклониться от установленных маршрутов связи, избежать мер федерального регулирования и облегчать коллективные действия. «Мы этого не понимаем, но мало-помалу мы все становимся анархистами», - говорит Уилсон, ссылаясь на незаконный, но процветающий интернет-магазин Silk Road, на файлообменники типа Pirate Bay, а также на независимую систему реализации криптовалюты Bitcoin.
«Я думаю наше будущее в том, что все мы будем разбивать свою жизнь на биты и кусочки, на места и пространства. Не сразу, не в ходе какой-то грандиозной революции, которая выведет всех нас на улицы, но это будут колоссальные перемены, - говорит Уилсон, и голос у него мечтательно возносится ввысь. – Все чаще и чаще мы будем делать свои повседневные дела без вмешательства государственных посредников, потому что эти посредники - централизованная власть – просто исчезнут».