Акты насилия последних двух лет на Ближнем Востоке привели к возрастанию напряженности и тревожным ожиданиям. Атака Израиля на Газу в период, когда в Сирии все с той же стремительной скоростью происходят вооруженные столкновения, несомненно, накалила обстановку в регионе до предела. Ситуацию на Ближнем Востоке специально для Yeni Şafak комментировал заместитель генерального директора Международного института стратегических исследований (USAK), декан отделения экономики и менеджмента Университета им. Иззета Байсала, профессор Камер Касым.
Бурджу Булут: Вы отметили, что накануне приближающихся выборов премьер-министр Израиля Нетаньяху и министр иностранных дел Авигдор Либерман объединили свои усилия, а атака на Газу предполагает сигнал политиков электорату и ультраправым группам. Какой это был сигнал?
Камер Касым: Ультраправые силы обвиняли премьер-министра Нетаньяху в том, что Израиль ничего не предпринимает в отношении Газы, и все складывается в пользу ХАМАСа. Полагаю, что Нетаньяху осуществил это нападение в ответ на обвинения. Ведь каждый раз в преддверии выборов руководство Израиля делает нечто подобное. Операция «Литой свинец» 2008 года также была проведена накануне выборов в Израиле. Таким образом Нетаньяху говорит: «Для обеспечения вашей безопасности и в случае необходимости мы можем осуществить любую операцию». Так, согласно результатам опроса, опубликованного в газете Haaretz, 80% населения Израиля поддержали операцию «Облачный столп». Представляется, что с помощью этого маневра в преддверии выборов Нетаньяху достиг своей цели.
Читайте также: Что ждет Израиль после операции «Облачный столп»?
– Вы сказали, что 80% населения поддерживает операцию, надо полагать, израильский народ является сторонником войны, как и дуэт Нетаньяху – Либерман?
– Израильский народ рассуждает примерно так: «Кто бы ни находился у власти, такого рода операции должны быть осуществимы, если этого требует вопрос обеспечения безопасности Израиля». С другой стороны, в стране не так много сторонников наземной операции. Так, ее поддерживают 30% респондентов и только в том случае, если она будет необходима, как сейчас.
– Хотя наземная операция не находит значительной поддержки, премьер-министр Израиля сделал заявление: «Мы расширим операцию в случае необходимости». Какую цель он преследует, выражая намерение о расширении операции?
– Возможно, Израиль размышляет над наземной операцией, однако ее проведению препятствует ряд проблем. Если она состоится, то продлится до выборов, и будет невозможно предсказать ее последствия. С другой стороны, как отметил премьер-министр Эрдоган, сегодняшний Ближний Восток изменился. Больше нет Ближнего Востока, Египта 2008 года! На мой взгляд, расширение Израилем операции до масштабов наземной на данном этапе будет крайне опасным. Надеюсь, Нетаньяху тоже это видит.
– Как вы отметили, в ходе своего визита в Египет премьер-министр Турции сделал заявление: «Условия 2008 года изменились, теперь мы в 2012 году». Что он имел в виду?
– Здесь премьер-министр подразумевал прежде всего Египет, поскольку, по сравнению с 2008 годом мы имеем дело с совершенно другой страной. Теперь нет Египта Хосни Мубарака. Начиная с Кэмп-Дэвидских соглашений, Египет стал страной, которой Израиль в наибольшей степени доверял на Ближнем Востоке. Принимая во внимание тот факт, что Египет являлся региональной силой, это позволяло Израилю вздохнуть с облегчением. Ведь Египет эффективно использовал блокаду Газы. Сегодня в Египте - Мухаммед Мурси с его новым взглядом на ситуацию. В новых условиях Египет не поддержит блокаду Газы. К тому же, желание египетского народа связано с устранением давления по отношению к сектору Газа. Начало Израилем наземной операции в таких условиях и настраивание Египта против себя будет неверным решением. Ахиллесова пята Израиля – вопрос Газы. Для Израиля важно, чтобы Египет оказал давление на Газу. В этой связи вопрос, который поставит Израиль в наиболее затруднительное положение, будет связан с отсутствием поддержки Египта.
Также по теме: Израиль и «Хамас» предсказывают иной результат от повторения пройденного
– Куда, по вашему мнению, движется союз Турция – Египет? В каких вопросах мы увидим их партнерство?
– Наиболее конкретный результат единства Турции и Египта будет выявлен в палестинском вопросе. Турция впервые "встретилась" с Египтом на единой линии. Это сам по себе важный аспект. Если вы зададите вопрос: «Можно ли это назвать движением к более интенсивному экономическому и военному сотрудничеству в будущем?» – думаю, это возможно, но прежде всего в Египте необходимо завершить переходный процесс. Египетской власти требуется упрочить собственное положение. В этой связи будет важно, чтобы Египет сдержал в определенных рамках напряженность в Газе. В этом процессе, несомненно, наибольшую поддержку окажет Турция. Возможности, которые Турция сможет предоставить Египту с экономической точки зрения, ограничены, однако Анкара способна обеспечить больший интерес к Египту со стороны арабских стран, которые материально преуспевают. Между арабскими государствами и Египтом можно открыть определенную площадку для сотрудничества.
– В каком государстве Израиль будет искать поддержку, которую не сможет получить от Египта?
– Израиль стремится к тому, чтобы государства, рассматриваемые в качестве конкурентов, один за одним утратили свою силу. Например, ослаб Ирак. Если уйдет режим Асада в Сирии, и возникнет правительство, которое удовлетворит ожидания населения, тогда мы увидим Израиль, который находится под давлением Сирии. Особенно если к власти в Сирии придет лидер, который находится в хороших отношениях с Западом, это станет для Израиля абсолютным кошмаром. К тому же среди арабских государств нет страны, в которой Израиль сможет найти поддержку.
– Увидим ли мы в будущем сотрудничество Асада и Нетаньяху, интересам которого не отвечает смена режима в Сирии?
– У Асада нет потенциала, чтобы сделать такой маневр, и приобретения престижа в арабском мире, он может, например, в один момент обстрелять объекты Израиля на территории Голанских высот. На мой взгляд, предотвратить то, что сделает Асад, может только сила. Идеальный выход для Израиля состоит в продолжении войны в Сирии и максимальном ее ослаблении.
Читайте также: Операция «Облачный столп» - Комментарии читателей
– В ходе своего визита в Таиланд Обама сделал следующее заявление: «Израиль имеет право защитить себя от ракет, выпущенных из территории Газы. Мы поддерживаем и продолжим поддерживать Израиль». Как расценивать такое заявление Обамы?
– В США доминирует точка зрения, согласно которой, если Израиль почувствует себя в безопасности, то США добьются успеха на Ближнем Востоке. В этой связи на данном этапе от США и не следовало ожидать какого-либо другого заявления. Однако мы знаем и то, что между Нетаньяху и Обамой существуют расхождения по многим вопросам. После того как 20 января Обама официально начнет свой второй президентский срок, США могут оказать большее давление на Израиль, поскольку в руках у США есть некоторые экономические карты. Однако, конечно, это зависит также и от позиции ЛАГ и стран Ближнего Востока.
– Что вы подразумеваете, когда говорите о позиции стран Ближнего Востока?
– Режимы, которые благоприятны для Израиля на Ближнем Востоке, авторитарны и находятся в плохих отношениях с Западом. Если какая-либо арабская страна была авторитарна и одновременно состояла в неблагоприятных отношениях с США и Европой, тогда Израиль действовал гораздо более свободно. Однако вдруг возник Египет Мухаммеда Мурси, этого в расчетах не было. Первоначально Израиль рассчитывал, что Америка не будет принимать во внимание новый Египет, однако этого не произошло. А это обстоятельство, если победу на выборах одержит дуэт Нетаньяху – Либерман, может создать трудности для Израиля. С другой стороны, существующие отношения Турции и Египта крайне важны для Обамы. Если дуэт Нетаньяху – Либерман не победит на выборах, США будет еще проще.
– Почему?
– В случае поражения Нетаньяху и Либермана США получат большую свободу в процессе установления мира на Ближнем Востоке, поскольку наибольшей критике подвергается политика Обамы в регионе. Здесь Обама не смог сделать прорыв, как демократы в период Клинтона. Основная причина заключалась в дуэте Нетаньяху – Либерман. Если Обама сможет от него спастись, то достигнет желаемых целей во внешней политике. Совершенно очевидно, что Обама не хочет, чтобы Нетаньяху остался. К сожалению, текущие опросы показывают, что эта пара победит.
Также по теме: Возможно ли улучшение отношений Турции и Израиля?
– С уходом Хосни Мубарака в Египте начался новый период. Новый президент Мухаммед Мурси преследует концепцию управления, опирающуюся на волю народа. Как эта концепция влияет на палестинскую политику Израиля?
– Первое важное изменение было связано с ослаблением Египтом блокады Газы. Если и в дипломатической сфере ожидания египетского народа будут больше отражаться на управлении, то отношения Египта и Израиля могут значительно ухудшиться. Египет движется к радикальным изменениям. При этом предпринимаются попытки обеспечить мягкий переход без привлечения армии. Демократизация займет определенное время. В этом процессе Турция действительно должна оказать поддержку. Например, Турция была первой страной, отметившей необходимость ухода Хосни Мубарака. Это обстоятельство имело значительное психологическое воздействие на силы, которые осуществили революцию. К премьер-министру Эрдогану был проявлен значительный интерес со стороны египетского народа. Полагаю, что Турция имеет положительное влияние на народ и политиков Египта.
– Премьер-министр Эрдоган обратился к Организации исламского сотрудничества и Лиге арабских государств: «Для чего вы существуете?» Усиление единства каких государств в регионе обеспечивают эти организации?
– Премьер-министр прав в своем утверждении. Такие страны Персидского залива, как Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, благоприятны в экономическом отношении, однако в политической и военной сфере слабы. С другой стороны, в рамках исламского мира действительно есть сильные крупные государства. Например, Индонезия, Пакистан. Если эти страны смогут поставить вопрос Ближнего Востока в центр их внешней политики, то другим будет качество решений, которые будут приниматься Организацией исламского сотрудничества.