Дюссельдорф. - Интернет-адрес британский, сам бизнес также организован в этой стране. Компания Amazon.co.uk заработала в прошлом году в Великобритании 4 миллиарда евро. Однако для тамошней государственный казны эта крупнейшая в мире онлайновая компания посылочной торговли ровным счетом ничего собой не представляет. Дело в том, что фирма Amazon зарегистрировала свое британское отделение только как предприятие по доставке, и в результате прибыль уплывает в великое герцогство Люксембург. «Если мы размещаем свой главный европейский офис в Люксембурге, то мы ожидаем со временем получить привлекательную налоговую ставку», - прямо заявили представители этого концерна в 2006 году. Так оно и произошло.
В самом центре Европы процветает налоговый рай, который вполне способен конкурировать с пользующимися дурной славой карибскими островами. Во всемирном индексе финансовой секретности организации Tax Justice Network Люксембург занимает третье место - перед ним только Швейцария и Каймановы острова. Эксперты этой неправительственной организации полагают, что 13% денег от их общего количества, спрятанного в налоговых оазисах, приходится на Люксембург. Даже киприоты, которые часто с гордостью называют свой остров «налоговым оазисом», считают расположенное между Германией и Францией великое герцогство своим самым серьезным конкурентом.
Не только Люксембург и Кипр - целый ряд других членов Евросоюза предлагают своим клиентам различного рода налоговые льготы. Карликовые государства Мальта, Андорра и Монако тоже принимают в этом участие. То же самое можно сказать об Ирландии, где налоговая ставка для предприятий составляет 12,5%. Голландия представляет интерес для холдингов, а Бельгия привлекает возможностью обложения собственного капитала фиктивным процентом для снижения налоговой нагрузки.
Федеральный министр финансов Вольфганг Шойбле (ХДС) считает, что дело зашло слишком далеко. Вместе с британским канцлером казначейства Джорджем Осборном (George Osborne) Шойбле на последней встрече министров финансов группы G20 выступил с инициативой, направленной против выхолащивания финансовой системы. Даже свободомыслящие британцы, активно поддерживающие идею налоговой конкуренции и постепенно снижающие налоги для предприятий с 26% до 22%, считают, что поступления в государственную казну подвержены опасности из-за низких налоговых ставок в некоторых других странах-членах Евросоюза. По оценке еврокомиссара по налогам Альгидраса Шеметы (Algidras Semeta), ежегодно объем недополученных налоговых поступлений из-за уклонения от их уплаты и проведения агрессивной оптимизации налоговых платежей составляет в 27 странах Евросоюза около 1 триллиона евро.
Юнкер своим ханжеством действует Берлину на нервы
Эта тема из-за долгового кризиса становится все более актуальной. «Нечестная налоговая конкуренция несовместима с бюджетной консолидацией», - подчеркивает парламентский статс-секретарь министерства финансов Хартмут Кошик (Hartmut Koschyk), представляющий партию ХСС. «Все должностные лица в Европе должны теперь принять необходимые меры в своих собственных странах», - добавляет он. Кошик не называет имен, но он имеет в виду прежде всего Жан-Клода Юнкера (Jean-Claude Junker). Руководитель еврогруппы и глава правительства Люксембурга должен, наконец, отказаться от блокады, направленной против введения более жесткого налогового контроля и некоторых минимальных стандартов.
Юнкер своим ханжеством постепенно начинает действовать Берлину и Брюсселю на нервы. С одной стороны, он требует предоставления щедрой помощи находящимся в кризисе странам - вплоть до выпуска евробондов. А, с другой стороны, он стоически отказывается прекратить проведение Люксембургом политики, направленной на поддержку налогового оазиса.
Еврокомиссар Шемета также не скрывает своего недовольства. «Любое улучшение собираемости налогов в затронутых кризисом странах позволит им снизить напряженность в экономике, - говорит этот литовец, обращаясь к люксембуржцу Юнкеру. - Поэтому я считаю, что председатель еврогруппы и все министры финансов должны поддержать нашу политику, направленную на укрепление налоговой честности и справедливости».
Однако проводимая налоговая политика показывает, насколько сильно Европа раздроблена и разобщена. В настоящее время для каждого сидения трактора Брюссель устанавливает строгие нормы, тогда как в центральном вопросе о размере налога и определении налогооблагаемой базы вообще отсутствует гармонизация. Каждое из 27 государств имеет возможность спокойно варить свой собственный налоговый супчик. А любая, даже самая незначительная унификация требует согласия всех государств.
Пока в борьбе против уклонения от налогов Германия и Европа концентрирует свои усилия на Швейцарии и Лихтенштейне, которые не являются членами Евросоюза, и все это производит впечатления вызванных чувством отчаяния заместительных действий. Критика в адрес Кипра, который в настоящий момент председательствует в Совете Европейского Союза, осуществляется весьма сдержанным образом. Федеральное правительство несколько дней назад оказалось в довольно неловком положении, когда досье разведывательной службы стало достоянием общественности. Согласно опубликованным данным, этот остров в восточной части Средиземного моря привлекает в первую очередь деньги российских олигархов и сомнительных представителей этого региона.
Мальта спокойно продолжает заниматься своими трюками
Расположенная в Средиземном море Мальта продолжает спокойно заниматься своими трюками. Величина налога в этой стране составляет 35%, и на первый взгляд может показаться, что это не самое удачное место для предпринимателей. Однако благодаря возврату средств акционерам налоговая нагрузка в конечном итоге составляет всего 5%. Судя по всему, Еврокомиссия ничего не может предпринять против этой экзотической системы.
На этом острове, который по своей территории меньше Бремена, такие немецкие предприятия, как BASF, BMW, Fraport, Puma и Deutsche Bank, имеют свои дочерние предприятия. Но и они, судя по всему, сами страдают от этого. На официальных сайтах перечисленные компании предпочитают не упоминать свои мальтийские представительства. На сайте оператора аэропортов Fraport еще на прошлой неделе можно было прочитать следующее: «Здесь вы найдете все наши дочерние компании, а также предприятия с нашим участием, включая сведения об их деятельности». Однако фирма Malta Ltd. в списках не значилась.
Очень мягко Евросоюз обращается и с Ирландией. Этот зеленый остров опережает многие другие страны в области снижения налоговой нагрузки, и ставка налога там - 12,5%. Поэтому многочисленные химические концерны построили в Ирландии производственные и исследовательские центры. Такие концерны, как Apple, Google, Microsoft и Oracle, облегчают себе жизнь и создают небольшие отделения, занимающиеся там работой с лицензиями. «Высокие лицензионные сборы позволяют этим концернам получать миллиардные доходы в остальной части Европы», - подчеркивает профессор экономики из Висбадена Лоренц Ярасс (Lorenz Jarass).
Германия пытается запретить подобного рода практику, и Федеральное центральное налоговое управление (BZSt) внимательно контролирует расчетные цены. Для этого расположенное в Бонне ведомство вынуждено увеличивать количество своих сотрудников, сообщил начальник налогового управления министерства финансов Михаэль Селль (Michael Sell). Но это лишь попытка залатать имеющиеся прорехи. Результат мог бы быть лучше, если бы два года назад страны Евросоюза связали предоставление помощи для спасения Ирландии (на сегодняшний день ей уже выплачено 52 миллиарда евро) с условием поднять налоговую ставку. Однако у спасателей, судя по всему, не хватило для этого ни полномочий, ни смелости.
Никто не называет Люксембург пиратским гнездом
«Ирландия, как и Мальта, остается любимым местом для предпринимательской деятельности, - подчеркивает советник по налогам из Пиннеберга (Pinneberg) Оливер Шульце (Oliver Schulze), специализирующийся на налогообложении инвестиций. - Преимущество пространства Евросоюза состоит в том, что между его членами существуют договоры об избежании двойного налогообложения. Они не позволяют двум государствам получать от этого доходы». Кроме того, члены Евросоюза не имеют такую сомнительную репутацию, как некоторые заморские налоговые оазисы – например Британские Виргинские острова.
Это в первую очередь относится к Люксембургу. Великое герцогство пользуется таким же доверием, как Швейцария, и имеет предельно низкий уровень налогов (например, 0,01% для институциональных инвестиционных фондов), а также не очень строгую систему контроля за деятельностью банков, заметно отстающую от немецкого родственного ведомства по финансовому надзору BaFin. Все это позволило великому герцогству стать одним из самых популярных мест для финансовых компаний. Услуги в этой области составляют 40% от общих экономических показателей страны. В 2011 году доход на душу населения составил в Люксембурге 68,4 тысячи евро, и тем самым он оказался вдвое больше, чем в Германии (30,3 тысячи).
Тем не менее никто не называет страну главы еврогруппы Юнкера пиратским гнездом. Более того, сам он утверждает, что его страна лучше Швейцарии. Однако в отличие от находящихся вне Евросоюза швейцарцев, это мини-государство имеет возможность парировать все налогово-политические удары Брюсселя, способные повлиять на бизнес великого герцогства. Люксембург даже отказывается участвовать в автоматическом обмене информацией в соответствии со стандартами ОЭСР. «Банковская тайна отменена - да здравствует банковская тайна!» - так руководитель налогового управления люксембургского банковского объединения ABBL недавно озаглавил свой призыв, направленный на защиту данных в своей отрасли.
Из-за существующей внутри Евросоюза фискальной раздробленности выгоду, помимо богатых граждан, получают, прежде всего, мультинациональные концерны, которые «могут себе позволить расходовать большие средства для того, чтобы полностью использовать законодательные особенности отдельных стран», - отмечает Свен Оберле (Sven Oberle) из консалтинговой и аудиторской фирмы Deloitte. «Больше всего от этого страдают представители средних по величине компаний, которые выстраивают свою работу в соответствии с экономическими, а не налоговыми критериями», - добавляет он. Именно представители среднего бизнеса, по мнению Оберле, вынуждены нести основное бремя расходов, когда министерство реагирует с помощью процентных барьеров (Zinsschranken) или установления жестких правил по определению трансфертных цен.