Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рэй Томлинсон, изобретатель электронной почты: Е-мейл, в общем и целом, используется именно так, как я предполагал

© коллаж ИноСМИAt sign (@)
At sign (@)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Рэй Томлинсон впервые использовал вездесущий в наши дни символ @ для обозначения сетевой почты. Четыре десятилетия спустя е-мейл воспринимается уже не как изобретение, а как естественная часть нашего цифрового окружения. По случаю внесения своего имени в Зал славы интернета, Томлинсон побеседовал с нами о зарождении е-мейла, будущем коммуникационных технологий и своем отношении к спаму.

В 1971 году Рэй Томлинсон (Ray Tomlinson), незадолго до того закончивший МИТ, был нанят для работы над первыми компонентами сети Advanced Research Projects Agency Network (ARPANET), предшественницы интернета. Работая самостоятельно, он решил написать программу для сетевой почты. В то время большинство компьютеров позволяли своим пользователям отправлять сообщения друг другу, но так как объединенных в сеть компьютеров было мало, об обмене сообщениями между ними речь не шла. Томлинсон занялся этим и впервые использовал вездесущий в наши дни символ @ для обозначения сетевой почты. Четыре десятилетия спустя е-мейл воспринимается уже не как изобретение, а как естественная часть нашего цифрового окружения. По случаю внесения своего имени в Зал славы интернета, Томлинсон побеседовал с нами о зарождении е-мейла, будущем коммуникационных технологий и своем отношении к спаму. 

 

Джесси Хикс: Вы закончили сначала Политехнический институт Ренсселера, а в 1965 году - магистратуру МИТ. Как вы начали работать над ARPANET?

 

Рэй Томлинсон: Я остался в МИТ, работал над диссертацией, но без особого успеха. Видя это, мой научный руководитель, один день в неделю консультировавший BBN [Bolt, Beranek and Newman, которая потом превратилась в Raytheon BBN Technologies] посоветовал мне, как это делают научные руководители: «Сходите к этим ребятам из BBN, поговорите, посмотрите – может быть что-то из того, чем они занимаются, вас заинтересует». Я начал работать там в июне 1967 года и продолжаю по сей день. Мы сменили название, но остались той же компанией.

 

Я занимался некоторыми проектами в нашем компьютерном центре, в том числе приложениями для нашей системы с разделением времени. Мы искали замену для нашего компьютера SDS-940, созданного Sigma Data Systems, которая сейчас уже не существует, и остановились на машине Digital Equipment Corporation (DEC), но решили написать собственную операционную систему. Имевшиеся операционные системы нам не нравились, поэтому мы приобрели оборудование и начали над этим работать. Это был 1969 год или начало 1970 года.

 

Примерно тогда возникла ARPANET. Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе получил первый IMP [Interface Message Processor, фактически роутер; произносится как «имп»] в сентябре 1969 года, перед Днем труда. Всего через месяц Стэнфордский научно-исследовательский институт получил второй. Примерно годом позже мы тоже подключились и начали писать программное обеспечение для Network Control Protocol (NCP), Telnet и некоторых других протоколов, которые тогда становились стандартными.

 

В какой-то момент я прочел RFC [Request for Comment, заметку о новых идеях и протоколах для развития ARPANET] о протоколе почтового ящика, написанную кем-то из Стэнфорда. Я на нее посмотрел и понял, что мы можем сделать кое-что получше – более простой протокол. Предложенный протокол уделял много внимания чернилам на бумаге - то есть проблемам форматирования, прогону страницы, значению табуляции, и так далее. Я понял, что это слишком сложно: ведь мы всего лишь хотели посылать людям сообщения.

 

Еще одна проблема заключалась в том, что сообщения должны были посылаться в номерные почтовые ящики. Всего их было 255, и предполагалось, что мы будем отправлять на них сообщения, которые кто-то будет распечатывать, а потом складывать в специальные папки, чтобы адресат брал их и читал. 

 

Однако, если говорить о системах с разделением времени и о компьютерах в целом, лучше отправлять сообщения людям, а не в номерные ящики. Поэтому я решил модифицировать программу. Напоминаю, идея отправки сообщений другим пользователям того же компьютера была в ходу уже не меньше шести лет - а может быть, даже больше. Однако все известные мне приложения подразумевали общность машины. Отталкивался я именно от этого.

 

Компьютеры были очень дороги — например, наш стоил, по-моему, двести или триста тысяч долларов - в долларах 1970 года. Они были труднодоступным ресурсом. Чтобы выжать из них максимум, несколько пользователей работали на них одновременно— в этом и заключалась идея разделения времени. Компьютер легко переключается с задач одного пользователя на задачи другого. Так как большую часть времени, которое тратится на работу за компьютером, мы думаем вместо того, чтобы что-то делать, это отлично работает.

 

Итак, идея отправки сообщений людям за тем же компьютером бытовала уже не первый год. Однако я увидел возможность распространить это и на пользователей других компьютеров, потому что теперь у нас была сеть, с помощью которой можно было передавать информацию из почтовых ящиков с одной машины на другую. В конце 1971 года я добился своего, объединив нашу программу SNDMSG, использовавшуюся на одном компьютере, и написанную мной маленькую экспериментальную программу для передачи файлов.

 

ARPANET была очень молода и искала проблемы, которые можно было решать. У меня был экспериментальный протокол передачи файлов - полноценный в то время только разрабатывался. Я не хотел ждать, и поэтому написал простенький протокол для собственного пользования и объединил его с программой SNDMSG, чтобы послать файл на другой компьютер, на котором находился почтовый ящик респондента. Можно сказать, что это было первое сетевое электронное письмо.

 

- Когда вы поняли, что сделали нечто серьезное?

 

- Примерно в 1993 году или около того. [смеется] Электронная почта всегда казалось чем-то, о чем должен был задуматься каждый, у кого есть подключение к сети. Однако в свое время в ARPANET было всего около 1000 пользователей. Машин было примерно 20, на каждой работало 40 - 50 человек – значит, всего в сообществе их было примерно 1000. Это много, если заносить их всех в адресную книгу, но мало в масштабах мира.

 

Что почта – это нечто важное, осознали только когда перед 25-летием ARPANET кто-то спросил: «Откуда взялся е-мейл?» Несколько человек вспомнили, что я когда-то написал эту программу, и позвонили мне. Я подтвердил. Меня спросили, когда я это сделал — я назвал ошибочную дату, и она в итоге запомнилась. До сих пор часто говорят о 1972 годе, хотя на самом деле это был 1971 год.

 

Мы поискали, но не нашли в ARPANET никаких других образцов. Все знали, что такого рода программы были на отдельных компьютерах. Вероятно, военные что-то подобное тоже использовали, но я не знаю, насколько широко, и не думаю, что в тех же формах, что и е-мейл.

 

В то время электронная почта была новинкой, и можно напрямую проследить преемственность от той ранней программы до современного е-мейла. В частности, я говорю о знаке @ и наименованиях полей с заголовками. 

 

У е-мейла единое происхождение, но когда он появился, все подумали: «Ага, я могу этим заняться». Я вспоминаю десяток версий е-мейл, в основном с принимающей стороны. Почтовые команды были внедрены в протокол передачи файлов в апреле 1972 года, четыре-пять месяцев спустя после того, как я сделал первую попытку. А затем все стали над этим работать – идея приобрела популярность. 

 

Стоит заметить, что в то время не было надежных способов оставлять для людей сообщения. Телефон отчасти помогал, но на звонок кто-то должен был ответить. Если это был не тот, кто вам нужен, это был секретарь, или телефонная служба, или что-то еще в этом духе. Сообщения можно было переправлять только по такой схеме, поэтому идея оставлять их на компьютере всем понравилась.

 

Когда сеть увеличилась, и ее рост ускорился, почта стала действительно полезным инструментом, связывающим миллионы людей. 

 

- Как вы думаете, какая коммуникационная технология изменит мир в следующий раз?

 

- Меня часто об этом спрашивают, и я обычно отвечаю что-то вроде: «Если бы я это знал, то вам бы не сказал, а начал бы работать над этой технологией сам». Однако, на самом деле, я уверен, что речь будет идти о постепенном объединении множества идей. В особенности следует обратить внимание на переходы между способами коммуникации: если один метод не сработает, переключение на другие будет происходить автоматически. Возможно, электронные письма больше писать не будут. Исходно, вероятно, будут отправлять какие-нибудь мгновенные сообщения, а они уже, если будет нужно, будут превращаться в е-мейлы, которые получатель сможет прочесть на досуге. 

 

Вероятно, появится намного больше способов переслать кому-нибудь напрямую, скажем, файл с музыкой. Больше не нужно будет думать о том, чтобы создавать письмо и его послать — можно будет просто отправить файл, и его получат. Все это будет происходить автоматически, и вы даже не будете считать это каким-то особым способом коммуникации. 

 

- Как создатель первого протокола сетевой почты, испытываете ли вы некое особое внутреннее отвращение к спаму?

 

- Нет. Я считаю, спам показателем того, что е-мейл стал популярным — а значит, и популярным переносчиком болезней. Если бы что-то другое было популярнее, спам бы концентрировался там. Поэтому, хотя спам я, конечно, не люблю, он неизбежен. Когда разрабатывалась исходная версия электронной почты, о спаме даже не думали – кто стал бы его рассылать? Впрочем, на самом деле, я однажды сам в этом провинился: нажал не на ту клавишу и отправил куче народу то, что хотел отправить одному человеку. Я сразу же об этом узнал - без всякого сомнения, это не прошло незамеченным.

 

Однако большое количество пользователей и относительная анонимность делают сейчас спам почти неизбежным явлением. Пока, я думаю, мы держимся впереди спамеров или, по крайней мере, на равных с ними. 

 

Е-мейл, на мой взгляд, используется, в общем и целом, именно так, как я предполагал. В особенности важно, что он не стал ни сугубо рабочим инструментом, ни сугубо личной вещью. Все используют его по-разному, но всегда так, как им удобнее. 

 

- Вас, безусловно, будут помнить как человека, который ввел в электронную почту символ @. За что еще вы хотели бы, чтобы вас помнили?

 

- Ох, не знаю. По-моему, тройное рукопожатие для TCP классная штука. [смеется]