Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Иранская интеллигенция об отношениях Ирана с арабскими странами

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Иран и арабские страны вошли в новую фазу взаимоотношений после свержения режима Саддама Хусейна в Ираке и после прихода к власти демократического правительства, которое, по мнению шиитов, набирает все большую силу. Эраб Баллад Рафдин, который во времена правления Саддама Хусейна считался гордостью панарабского мира, сближение с Ираном оценивал как позитивный момент в отношениях двух стран.

На протяжении многих лет в отношениях Ирана с арабскими странами наблюдались различные политические направления. Со времен, когда в арабском мире доминировали идеи панарабизма и идеи президента  Гамаля Абдель Насера, взаимодействие с Ираном было в основе политики арабских правителей. Ирано-арабские отношения делятся на два периода:  до Исламской революции в Иране, это время правления династии Пехлеви, и после революции. После Исламской революции отношения Тегерана с арабским миром из-за революционной ситуации внутри Ирана претерпели сильные изменения. Арабы, испугавшись революционной волны, которая могла хлынуть к ним из Ирана, и распространения революционных идей, были крайне обеспокоены, но эти тенденции спустя много лет все равно дали о себе знать в арабских странах.

Иран и арабские страны вошли в новую фазу взаимоотношений после свержения режима Саддама Хусейна в Ираке и после прихода к власти демократического правительства, которое, по мнению шиитов, набирает все большую силу. Эраб Баллад Рафдин, который  во времена правления Саддама Хусейна был известен как гордость панарабского мира, считал сближение с Ираном позитивным моментом в отношениях двух стран. Иран после падения режима Хусейна быстрее остальных государств открыл в Багдаде свое посольство и консульства. Арабы на примере таких стран, как Ирак, Сирия и Ливан, знают, каково влияние Ирана в их мире.

Читайте также: Глюксман об иранских беженцах в Ираке

Сегодня, когда пришла арабская весна, свергались авторитарные режимы, которые, как правило, имели недостаточно хорошие отношения с Ираном, когда создавались исламские движения, которые в своей борьбе с диктатурой государства пользовались поддержкой Ирана, недовольство Ираном среди арабского населения больше, чем когда-либо. Масла в огонь подливают заявления иранских официальных лиц, полагающих, что эти движения являются предпосылками арабской весны, корни которой уходят к Исламской революции 1979 года в Иране. Арабские государства Аравийского полуострова (особенно на юге), которые, как правило, имеют авторитарные режимы и рассматривают арабскую весну как потенциальную угрозу для своих территорий, а также с недоверием относятся к шиитам, проживающим на их землях и находящимся под сильным давлением со стороны властей, которые считают их угрозой для религиозной и этнической целостности государства, также недовольны политическими тенденциями в Иране. Необоснованные обвинения, которые некоторые из стран-участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива выдвигали против Ирана, очевидное доказательство озлобленности арабов.


Заседание под названием «Ирано-арабские отношения в регионе Персидского залива» организации «Арабские и международные отношения» состоялось в столице Катара Дохе  2 и 3 декабря, в котором приняли участие ученые, арабские и иранские эксперты. Заседание проходило в отеле WDOHA, где также присутствовали Сейд Харб, Пируз Моджатехадзаде, Сеид Хусейн Мусуян, Моуджуб Альзуяр, Абдул Халик Абдулла и Лоуренс Лур. На встрече обсуждались последующие этапы ирано-арабских отношений, а также их развитие в будущем.

Также по теме: Нападение на Иран выгодно арабам

Как сообщает Al Jazeera, профессор Махмуд Альахмари, директор организации «Арабские и международные отношения», по этому поводу заявил: «Проведение этого заседания и переговоров необходимо региону как политически, так и духовно. В будущем основная роль государств будет заключаться в формировании человеческого разума и мышления. У нас нет необходимости рассматривать отношения наций только сквозь призму  чрезвычайной политики, которой они временно следуют, нужно также изучать отношения с точки зрения разума и интеллекта. Здесь помогут  многие специалисты в различных областях, а также интеллигенция стран региона».
 
Он добавляет: «На этом заседании мы обсудили и обменялись мнениями относительно политики, истории, эффективности двустороннего сотрудничества, проблемах, которые могут осложнить наши отношения, и возможностях, которые улучшат взаимоотношения и помогут устранить напряженность».

Г-н Альахмар также упомянул, что на заседании не обойдут стороной и другие важные темы: «В центре внимания будут: обсуждение разногласий по вопросу принадлежности островов в Персидском заливе между Ираном и ОАЭ (давний спор между ИРИ и ОАЭ по поводу спорных островов в Персидском заливе - Абу Муса, Большой Томб и Малый Томб – прим. пер.), а также проблемный вопрос между Ираном и Йеменом о шиитском населении последнего (после арабской весны шиитские оппозиционеры, проживающие на территории Йемена, выразили недовольство правительством страны, что вылилось в ряд военных столкновений с ними – прим.пер.)».