В эту среду исполняется 850 лет со дня закладки первого камня в фундамент парижского храма. Сегодня он является самым популярным архитектурным памятником архитектуры во Франции: каждый год его посещают порядка 13 миллионов туристов.
Atlantico: Со времени строительства Собора Парижской Богоматери прошло уже 850 лет, однако он до сих пор является самой посещаемой достопримечательностью столицы, оставляя далеко позади Эйфелеву башню и Триумфальную арку. В какой степени его уникальная архитектура способствовала этому успеху?
Симон Текзье: Способность парижского собора вызывать восхищение в значительной мере связана с его готической архитектурой. Готические храмы, будь то Собор Парижской Богоматери или соборы в Шартре и Амьене, являются символами французской культуры, причем, как ни удивительно, в гораздо большей степени, чем здания эпохи классицизма. Пусть замок в Версале и привлекает множество посетителей, французы в большей степени ассоциируют себя с готической архитектурой.
Читайте также: В Мадриде строится русский православный храм
Кроме того, нельзя не отметить и особую красоту парижского собора, которая связана с тем, что он символизирует самое начало готической эпохи и является чем-то вроде мостика между романским и готическим стилем. К тому же, он послужил площадкой для множества экспериментов, став таким образом символом инноваций и перемен. С архитектурной точки зрения в этом храме есть все: колонны, башни, шпили, легкость средокрестия. На его примере можно проследить развитие архитектуры с конца романского периода до расцвета готического.
Наконец, еще одна особенность Собора Парижской Богоматери — это очертания фасада: они великолепно сбалансированы, очень изящны (при том, что фасады других французских церквей отличаются некоторой массивностью) и математически точны. То есть, это здание восхищает своим совершенством и гармонией. Это один из самых красивых храмов, которые когда-либо строились.
— Не послужила ли литература - и в первую очередь, роман Виктора Гюго - толчком для формирования легендарного образа, который вызывает такое восхищение собором?
— Разумеется. В свое время роман Гюго вызвал волну восхищения готической архитектурой. Таким образом, существует прямая связь между книгой и позволившими спасти собор реставрационными работами под руководством Виоле-ле-Дюка в XIX веке. Виктор Гюго также внес свой вклад в защиту храма: он закрепил его в парижской мифологии и превратил его в здание, которое воплощает суть Парижа, с которого можно увидеть и понять Париж. На самых знаменитых страницах романа Гюго как раз описывает открывающийся вид с этих башен.
Также по теме: Край затерянных храмов
— Собор Парижской Богоматери до сих пор остается религиозным символом для посетителей?
— Этот аспект также играет определенную роль в том восхищении, которое испытывают люди при виде этого здания. После смерти Франсуа Миттерана месса состоялась в Соборе Парижской Богоматери... Президент называл себя агностиком, поэтому служба была возможна только здесь, в точке соприкосновения католического мистицизма и республики.
— Этот памятник архитектуры наилучшим образом представляет Париж?
— Да, я считаю именно так. С архитектурной точки зрения, это воплощение инноваций, которые всегда были отличительной чертой Парижа. Храм много раз реставрировали, но реставраторы всегда привносили штрихи современности. Вообще, они пытались воссоздать собор, которого никогда не существовало в действительности, создавая новые элементы, например, полихромию в XIX веке. После Второй мировой войны здесь были установлены абстрактные витражи. Собор Парижской Богоматери — это в некотором роде наслоение архитектурного опыта и инноваций.
— Какой памятник архитектуры наших времен может стать настолько же символичным через 800 лет? Могут ли вообще современные здания остаться в веках?
— В конструктивном плане, разумеется, да, потому что сегодня в строительстве мы применяем материалы, которые могут пережить века и тысячелетия. Однако пока еще сложно сказать, можем ли мы строить здания, которые будут иметь такое же значение для посетителей через 800 лет. Тут все далеко не так просто. Не думаю, что сегодня у нас возводят здания с прицелом на туристов через 800 лет. Сейчас время течет иначе, чем раньше. Временные рамки значительно сузились, и мы строим для настоящего и ближайшего будущего, не заглядывая на века вперед. У нас больше нет такого исключительного отношения к зданиям и того единения народа вокруг проекта, как это было с Собором Парижской Богоматери.
Симон Текзье, преподаватель университета Париж-Сорбонна, специалист по современной архитектуре и градостроительству.