Британцы очень любят копаться в статистических данных и проводить опросы насчет этнических корней населения. Все это позволяет нам оценить определенные реалии: меньше половины жителей Лондона являются «белыми англичанами», и 7,5 миллионов жителей страны приехали из-за границы. Во Франции подобная информация находится под строжайшим запретом.
Национальная статистическая служба (ONS) Великобритании обнародовала данные переписи за 2011 год. И дала нам прекрасную возможность рассмотреть существующие отличия в практических методах сбора статистики по сравнению с Францией.
Великобритания до сих пор проводит переписи раз в десять лет, тогда как во Франции в 2004 году было принято решение о переходе на ежегодные опросы с обнародованием усредненных показателей за пять лет. Таким образом, о населении Франции в 2012 году станет известно только после переписи 2014 года, причем оно окажется средней величиной из данных за 2010, 2011, 2012, 2013 и 2014 годы.
На этом отличия от Великобритании не заканчиваются. Так, например, жителям Англии-Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии предлагают заполнить разные анкеты.
Кроме того, в отличие от Великобритании, во Франции опускаются этнические и расовые категории. Во время ежегодных опросов какое-то разграничение проводится только в случае иммигрантов во французском понимании этого слова (родившиеся за границей дети иностранцев) и всех тех, кто был рожден за границей. В них отмечается их родная страна, однако не собираются сведения об их потомках. Кроме того, Национальный институт статистических и экономических исследований (Insee) последние несколько лет собирает данные о национальности и родных странах родителей, чтобы тем самым попытаться оценить количество детей иммигрантов. Такая система несовершенна, так как у нас возникает проблема с репатриантами, многие из которых родились с французским гражданством. Так в частности обстоят дела с детьми французских иммигрантов из Алжира, которые родились до провозглашения независимости.
В Великобритании нет аналога нашего понятия «иммигрант» (родившиеся за границей дети иностранцев), которое не включает в себя родившихся за границей граждан, как это делают в Америке. За определением foreign born скрываются без исключения все, кто был рожден за границей.
Как и во Франции, в Великобритании собирают сведения о стране, в которой родился человек.
Национальная статистическая служба Великобритании предлагает заполнить следующую подробную анкету, которая позволяет оценить этническую принадлежность жителей:
К какой этнической группе вы относитесь?
1. Белая.
- англичанин, уэльсец, шотландец, британец, житель Северной Ирландии
- ирландец
- цыган
- другое (уточните: …)
2. Смешанная/несколько этнических групп
- белый и черный с Карибских островов
- белый и черный из Африки
- белый и азиат
- другое (уточните: …)
3. Азиатская/ Азиатско-британская
- индиец
- пакистанец
- бангладешец
- китаец
- другое: (уточните: …)
4. Черная/ Африканская/ Карибская
- африканец
- карибец
- другое: (уточните: …)
5. Другая этническая группа
- араб
- другое: (уточните: …)
Еще одним существенным отличием между Великобританией и Францией является сбор данных о религии с 2001 года, а также другие, более регулярные исследования, например, опрос по занятости.
Этот вопрос не входит в число обязательных, в результате - около 7% респондентов предпочитают оставить это поле пустым. Число людей, которые не отвечают на этот вопрос, больше количества тех, кто открыто называют себя мусульманами.
Вопрос сформулирован следующим образом:
Каково ваше вероисповедание?
(вопрос является необязательным)
- атеизм
- христианство (перечисление возможных вариантов)
- буддизм
- индуизм
- иудаизм
- ислам
- сикхизм
- другая религия (уточните: …)
Как несложно убедиться, статистические методы серьезно разнятся, и сравнить все не представляется возможным.
Во Франции мы до сих пор не можем понять, относится ли статистика ко всей ее территории или же исключительно к метрополии. В Великобритании же одни статистические данные касаются всей страны, а другие – исключительно Англии-Уэльса.
Большая часть из обнародованных в последнее время данных касается Англии-Уэльса: в 2011 году на этой территории насчитывалось 56,1 миллиона жителей.
За прошедшее десятилетие темпы иммиграции оказались здесь выше, чем во Франции. Число рожденных за границей людей примерно соответствует Франции: 7,5 миллиона против 7,2 миллиона, при пропорциональном соотношении в 13,4% и 11%. В период с 2001 по 2011 год число рожденных за границей увеличилось на 50%, тогда как во Франции с 1999 по 2009 год этот показатель составил немногим более 20%.
Миграционные потоки во Франции, которые привели к росту населения в тех же темпах, что и во время славного тридцатилетия, оказались намного менее масштабными, чем в Англии-Уэльсе. В отличие от Великобритании, Франция отказалась предоставить доступ на рынок труда восьми государствам, которые вступили в Европейский Союз в 2004 году. На территории Великобритании проживает немало поляков: в 2011 году число выходцев из Польши достигло 500 000 человек.
Что касается религии, в Великобритании, как и во Франции, набирает обороты секуляризация, причем этот процесс развивается в ущерб христианам, тогда как количество мусульман неизменно растет. Они остаются в стороне от растущей секуляризации общества европейских стран. Число мусульман на территории континентальной Франции превышает аналогичные показатели Англии-Уэльса как в абсолютных (от 4,5 миллиона до 4,7 миллиона в 2011 году), так и в относительных цифрах (примерно 7%).
Как и во Франции, в Великобритании существуют территории со значительной концентрацией мусульман при том, что их доля среди общего населения остается относительно небольшой. Так, например, треть жителей Сен-Дени в возрасте от 18 до 50 лет в 2008 году называли себя мусульманами. В Англии в северо-восточном графстве Блэкберн насчитывается 27% мусульман, в Брэдфорде - 24%, в Лестере - 19%, в Бирмингеме - 22%, в Лутоне - 25%, а Лондоне, Ньюхэме и Тауэр Хэмлетсе - более 30%.
Мишель Трибала, демограф, специалист по иммиграции