Берлин – С начала года топ-индекс Международной группы исторических автомобилей HAGI (Historic Automobile Group International) вырос на 18,31%. Каждый месяц эта компания следит за ценовыми изменениями 50-ти репрезентативно отобранных автомобилей в четырех рыночных сегментах. Особенно позитивной была динамика в отношении исторических моделей Ferrari, которые к концу октября прибавили в цене почти 30%. Автомобили Porsche повысились в цене на 15%, что на три процентных пункта больше многолетних средних показателей. Остальные автомобильные марки немного не дотянули до этой отметки, и их стоимость увеличилась только на 11%.
Что касается автомобилей Ferrari, то на повышение их цены повлияли не только необычные результаты аукционной недели в калифорнийском городке Пеббл Бич (Pebble Beach). Там в период с 16 по 19 августа немало дорогих автомобилей поменяли своих владельцев, а общая сумма продаж составила около 180 миллионов евро. Необычного результата удалось добиться, например, автомобилю Ferrari 1960 года выпуска модели 250 GT LWB California Spyder, который на аукционе Gooding был продан за 13,8 миллиона евро. Даже недавно реставрированная модель 1974 года Ferrari Dino 246 GTS была продана на торгах примерно за 377 тысяч евро. Обычно эти автомобили оцениваются в пределах от 150 тысяч до 250 тысяч евро.
При анализе ценовой динамики исторических моделей Ferrari следует обратить внимание на два обстоятельства. В последние месяцы рост индекса HAGI-Ferrari-F-Index превысил средние показатели, что соответствовало динамике рынка в целом. С 31 декабря 2008 года индекс HAGI-Top-Index вырос на 163,26%, а показатели для автомобилей Ferrari составили 165,62%, что всего на два процентных пункта больше. Это свидетельствует также о сильной волатильности этой марки, что нашло свое отражение и в показателе HAGI-Backtest, в котором оцениваются транзакции с 1980 года. В начале 1990-х годов произошел настоящий обвал, и тогда показатели рынка в целом упали более чем на 50%, что в основном было вызвано падением цен на автомобили марки Ferrari.
Тогда также имел место финансовый кризис - это был теперь уже забытый «ссудно-сберегательный» кризис (saving and loan crisis) в Соединенных Штатах, борьба с которым велась с помощью увеличения денежной массы и низких процентных ставок. Перед этим произошла большая шумиха с автомобилями Ferrari, вызванная в том числе смертью Энцо Феррари (Enzo Ferrari). Настоящие почитатели автомобилей Ferrari тогда пришли к выводу, что только изготовленные при его жизни машины будут сохранять свою ценность. Как выяснилось позже, это не было ошибкой. Компания Ferrari произвела в 90-е годы слишком много автомобилей. Это подтверждают операторы портала F-Register.com, а также эксперт по автомобилям Ferrari Маттиас Урбан (Matthias Urban). Тем не менее зарегистрированные в индексе HAGI-Top-Index-Backtest транзакции на протяжении многих лет в среднем росли более чем на 12%. Это включает в себя и период обрушения рынка в начале 1990-х годов. Другими словами – тот, кто инвестирует средства в автомобили Ferrari, должен иметь крепкие нервы.
Автомобили Mercedes также демонстрируют убедительные результаты
В индексе HAGI-Top-Index в качестве тяжеловесов выступают исторические модели Mercedes 300 SL Gullwing, а также 300 SL Roadster, которые показали не столь впечатляющие результаты, но и они были весьма убедительными. Зато цены на них постоянно повышались.
Тем не менее в октябре в сегменте высоких цен произошло некоторое затишье. Индекс HAGI-Top-Index по отношению к предыдущему месяцу понизился тогда на 0,5%. А те модели, которые не причислены к категории Ferrari и Porsche, упали в цене почти на 2%. Только олдтаймеры Ferrari вновь прибавили в цене на один процентный пункт. Контрольный показатель в виде индекса S&P Global 1200 также упал на 1,23%, тогда как с начала года он показывал прирост в 9,97%, что уступает показателям индекса HAGI-Top-Index, который за этот же период времени прибавил 18,31%.
Индекс HAGI оценивает только реальные транзакции по всему миру. При этом результаты аукционных продаж составляют всего около 30%, что примерно соответствует ситуации на рынках. Отдельные типы автомобилей оцениваются в соответствии с рыночной капитализацией: количество оставшихся на рынке автомобилей данной марки умножается на рыночную цену. Для достижения сравнимости индекс HAGI учитывает только реставрированные в соответствии с оригиналом автомобили или машины, находящиеся в хорошем первоначальном состоянии. Для покупателей аутентичность автомобиля, естественно, также играет определенную роль. Так, например, клиенты могут на портале F-Register.com проверить номер шасси и двигателя, а также получить дополнительную информацию об истории конкретного автомобиля. Похожую услугу предоставляет также немецкий серийный производитель. Что касается автомобилей компании Mercedes-Benz, то сегодня с помощью регистрационных вкладок можно получить доступ к информации о почти всех когда-либо произведенных машинах и на этой основе сделать заключение о важных качествах заинтересовавшей покупателя модели.
При этом мы установили, что классические автомобили не обладают никакой корреляцией с другими видами вложений денежных средств. Что касается индексов произведений искусства и вин, то они с 2011 года развиваются негативно, тогда как автомобили в течение долгого периода времени продолжают показывать рост. Консолидация рынка становится все более вероятной, если рост цен будет и дальше превышать средние ежегодные показатели, составляющие примерно 12%.