Новый смартфон, mp3-плеер, компьютер или последние видеоигры - такие подарки вы скорее всего обнаружите под новогодней елкой. Тем не менее, какими бы соблазнительными они ни казались на первый взгляд, эти вещицы не лучшим образом отражаются на нашем здоровье. Проблемы со зрением и слухом, возникновение эпилептических припадков… Специалисты рассказывают об опасностях, которые таят в себе новые игрушки.

Проблемы со зрением из-за всевозможных дисплеев (смартфоны, компьютеры, телевизоры)

Катрин Жега:
Результаты многих исследований подтверждают, что люди, которые провидят много времени перед экранами, в большей степени подвержены близорукости. Все это преимущественно связано с нашей манерой использования мониторов, так как нарушения зрения развиваются, когда мы смотрим на экран со слишком маленького расстояния. Отсаживаться подальше предпочитают лишь очень немногие люди, и это ведет к распространению миопии.

В первую очередь это касается смартфонов и компьютеров. Национальная ассоциация улучшения зрения (ASNAV) провела исследование количества времени, которое люди проводят перед экранами: в среднем для французов результат составил 27 минут, тогда как среди молодежи в возрасте от 16 до 24 лет этот показатель достиг 96 минут. Это явление может вести к нарастающему утомлению глаза, что в свою очередь выражается в нарушениях зрения.

Чтобы справиться с этой проблемой, необходимо подтолкнуть молодежь и всех, кто проводит много времени перед экранами, чаще выходить на улицу, так как восприятие удаленных предметов позволяет глазам отдохнуть. Кроме того, чтобы избежать отрицательного воздействия статичного взгляда, предпочтительно намеренно моргать для увлажнения глаза и регулярно делать перерывы. В первую очередь, это касается тех, кто носит линзы, так как они особенно уязвимы.

Расстройства сна из-за дисплеев (смартфоны, компьютеры, планшеты)

Сильвии Руаян Парола:
В зависимости от типа экрана можно выделить сразу несколько следствий.

Телефон. В случае интенсивного использования мобильного телефона, то есть, около двух часов вечером, это оказывает воздействие на сон. Если конкретнее, речь идет о его дроблении и сокращении времени глубокого сна. Кроме того, все больше молодых людей используют мобильники для отправки SMS вечером и ночью. Если телефон находится на расстоянии протянутой руки, в большинстве случае это ведет к уменьшению продолжительности сна. Существует прямая связь между телефоном и структурой сна, а также поведенческий аспект: человек допоздна общается с друзьями и забывает вовремя лечь спать.

Телевизор. Поздние передачи действительно могут привести к сокращению времени сна у самых маленьких. В то же время подростки все меньше и меньше смотрят телевизор, потому что имеют доступ ко всем программам через компьютеры.

Компьютеры и планшеты. Наши глаза всегда находятся вблизи от экранов компьютеров и планшетов, примерно на расстоянии 40-50 сантиметров. Они испускают достаточно сильный свет, который ощутимо мешает человеку заснуть. Он стимулирует ряд рецепторов в сетчатке глаза, что приводит к смещению ритма сна.

Видеоигры.
Последствия в первую очередь связаны с порождаемой некоторыми играми зависимостью. Особенно это касается тех, кто делают упор на интерактивных аспектах. Прежде всего, это касается онлайн-игр. Дело в том, что растущая глобализация приводит к смещению ритмов сна и бодрствования, так как некоторые игроки добровольно жертвуют сном, чтобы поиграть с людьми с другого конца мира. Как только мы становимся частью сети, ситуации, которые могут привести к отказу от сна, возникают все чаще.

Нарушения слуха из-за наушников и mp3-плееров


Жан-Мишель Клейн: Существует два способа повредить человеческий слух. Во-первых, это чисто звуковая травма в результате чрезвычайно сильного шума, который может оказать необратимое воздействие на внутреннее ухо. Во-вторых, есть регулярный травматизм, который не обладает такой же силой, однако носит куда более регулярный характер. Ухо представляет собой сложную систему расшифровки звуков, а во внутреннем ухе находятся микроворсинки. Под давлением сильных звуковых волн эти ворсинки ломаются и рвутся. В результате различать звук становится все сложнее и наблюдается ухудшение слуха.

Девушка в наушниах


Как говорится, «тише едешь - дальше будешь». То есть, слишком сильный шум может быть опасным. В первую очередь это касается mp3, так как сжатие звука особенно вредно для слуха. Так, для создания mp3-файла звук сжимается для сокращения объема. Человеческое ухо чувствительно к вариациям звука. А сжатие обрезает эти самые вариации. В результате слух будет стремиться к большей громкости для более сильных ощущений. И это может привести к слуховой травме.

Кроме того, звук - это сжатый воздух. Если звук силой в 100 децибел раздается в комнате, удар по барабанной перепонке будет куда слабее, чем если бы его направили прямо в ухо. Для борьбы с этим эффектом некоторые наушники продаются с амортизаторами, которые гасят часть звука.

Опасность зависимости от видеоигр и сидения перед экраном

Дан Велеа:
Пристрастие может возникнуть сразу из-за нескольких факторов: психической уязвимости человека, стремления к признанию, нарциссических дефектов (отсутствие любви, возникающее у ребенка ощущение, что его бросили). Для некоторых пациентов видеоигры являются способом уйти от реальности и экзистенциональной пустоты, побороть чувство скуки. Побег в виртуальный мир создает у человека чувство защищенности и уверенности. Он вызывает удовольствие, которое сопровождается ложным чувством силы и контроля над временем, другими противниками. Многие описывают и выброс адреналина в противоборстве с другими и самим собой. В случае игры на деньги, выигрыш и проигрыш отходят на второй план. Главное здесь - борьба со скукой, а также стремление продлить ожидание и напряженность этих моментов.

Другие категории игроков называют игру эффективным (по крайней мере, поначалу) способом борьбы со стрессом. Гораздо более драматичный момент (особенно в наше время) заключается в том, что насилие становится обычным делом в играх и фильмах. Оно ведет к потере ограничений и границ, что создает опасность перехода к действию на основе обесчеловечивания жертв. Они предстают в качестве персонажей видеоигр, которым не свойственны понятия зла и страдания. Некоторые (по счастью, далеко не все) игроки олицетворяют себя со своим аватаром в игре и переносят виртуальный мир в реальную жизнь, в отношения с другими людьми.

У пристрастия могут быть долгосрочные последствия для личной (во многих случаях оно ведет к разрыву отношений с партнерами), профессиональной (потеря рабочего места, инициативы) и общественной жизни: игрок попадает в ловушку ложного общения в игровой сети. Что касается азартных игр, они нередко ведут к депрессии на фоне огромных долгов, а также потере общественных и семейных связей.

А как насчет эпилепсии?

Филипп Каан: Опасность эпилепсии крайне мала. Нужно отметить, что существуют некоторые очень редкие, так называемые светочувствительные формы эпилепсии. В таких случаях припадок может возникнуть из-за череды повторяющихся визуальных стимулов. Они должны обладать частотой примерно в 20-25 кадров в секунду. Раньше экраны телевизоров со старой системой развертки могли вызвать приступ. Сегодня же все экраны цифровые, и эта проблема отпала. Тем не менее, в некоторых особых случаях, если в видеоиграх существует система развертки и просматриваются небольшие линии, это может стать причиной возникновения припадка. Нужно отдавать себе отчет в том, что им могут быть подвержены только эпилептики. Если у человека нет этого заболевания, то припадок от видеоигр ему в любом случае не грозит.

На светочувствительные формы приходится всего около 1% всех видов эпилепсии или даже меньше. Речь идет примерно о 5000 из 500 000 пациентов. И это не равнозначно запрету на видеоигры для эпилептиков, в случае которых не подтверждено, что световые сигналы могут послужить стимулом для припадка.

В неврологическом плане не существует заболевания, которое могло бы развиться или обостриться из-за видеоигр. Хотя, разумеется, игровой процесс может быть утомительным. Есть болезни, которые могут ухудшиться из-за усталости, стресса и недосыпания, однако все это не имеет прямого отношения к видеоиграм или экранам.

Таким образом, все предупреждения насчет видеоигр не имеют под собой основания. 15 лет назад их целью было создать препятствие для наступления японских игровых приставок на европейский рынок. У всего этого были далеко не одни только медицинские цели.

Катрин Жега (Catherine Jegat), специалист по связям с общественностью из Национальной ассоциации улучшения зрения.

Сильвии Руаян Парола (Sylvie Royant Parola), психиатр, сотрудник научного центра изучения сна клиники Шато де Гарш.

Жан-Мишель Клейн (Jean-Michel Klein), генеральный секретарь Национального профсоюза отоларингологов.

Дан Велеа (Dan Véléa), психиатр и специалист по зависимости.

Филипп Каан (Philippe Kahane), невролог и заведующий отделения физиопатологии эпилепсии из медицинского центра Гренобля.