Встреча Горбачева и Буша-старшего на Мальтийском саммите 3 декабря 1989 года, по сути, определила новый миропорядок. СССР больше был не в силах расправить крылья, условия холодной войны оказались слишком тяжелы, а программа «Звездные войны» Рейгана только подсыпала соль на рану.
С подписанием на Мальте соглашения Россия официально признала свое поражение. Мир стал однополярным, в котором господству США ничто не угрожало. Оставался только один вопрос: как будет формироваться новый мир?
В новом миропорядке мир был призван глобализироваться. Иными словами, в соответствии с представлениями, господствующими в рассматриваемый период, должен был сформироваться единственный полюс по оси западной цивилизации. Так и произошло. Через 13 лет после договоренности на Мальте России ничего не оставалось, как отступить с территорий, находящихся в Азии и Европе. Такие страны, как Украина и Польша, которые Россия не хотела терять, через цветные революции присоединились к западному фронту.
Победоносно выйдя из холодной войны, США благодаря мировому финансовому пространству, подошли к концу 2009 года в качестве гегемона, принимающего решения исключительно по своему усмотрению. Так, экономический кризис 2009 года послужил поводом для самоанализа США, а также капитализма, и стал показателем того, что мир больше не будет прежним. Теперь была необходима смена оболочки мира.
Мировая система начала меняться. Первоначально Всемирный банк, ООН и МВФ стали двигаться в сторону преобразований своей внутренней структуры.
В мире возникло понятие «региональная сила». Стало очевидно, что США не в силах справиться с вызванными кризисом проблемами в одиночестве. В мировой экономике еще более возросло влияние Китая, Индии, Бразилии, Турции, России.
Этот процесс позволил выйти вперед, несомненно, Китаю. Сегодня он обладает крупнейшей после США экономикой мира с ВНП в размере 5 триллионов долларов и, согласно данным МВФ, в 2017 году национальный доход Китая превысит аналогичный показатель США.
Войны, неспособность идти в ногу с меняющимися условиями мира, развивающиеся информационно-коммуникационные технологии и возросший объем торговли показали, что мир больше не управляется из одного полюса, и США, оказавшись впереди после Первой и Второй мировых войн, приближаются, скорее, к обочине трассы, если не сказать - выходят за ее пределы. При этом Китай движется к самому центру.
Сегодня неизбежен тот факт, что Китай, который в течение последних 30 лет тихо и застенчиво развивался и рос, будет представлять собой важнейшую силу мировой экономики в рамках капиталистической системы. Представляется, что существенный вклад в процесс стремительного роста в Китае вносят высокие инвестиции в собственную инфраструктуру и информационные технологии.