Избрание Милоша Земана президентом Чехии – это возврат в 1990-е годы, но все равно здесь есть и положительные моменты. Посмотрите, что о прошедших выборах написали аналитики, блогеры и известные люди на IHNED.cz.
Петр Камберски (Petr Kamberský), аналитик: Три хорошие новости
Новость первая: выборы выиграл очень понятный и предсказуемый человек, след которого в нашей истории заметен и ясен.
Новость вторая: выборы выиграл человек, который, несмотря на все более поздние заскоки, связан с положительным этапом в нашей истории. Как членство Земана в коммунистической партии Чехословакии весной 1968 года, так и его неортодоксальные статьи до 1989 года и участие в самом перевороте говорят о том, что новый президент представляет общественное течение, настроенное не так большевистски.
Петр Гонзейк (Petr Honzej), аналитик HN: Победа Земана - возвращение в 90-е
Прежде всего, поздравляем Милоша Земана! И констатируем, что его избрание в качестве президента Чехии - это не катастрофа и в какой-то степени его победа логична. Помимо Вацлава Гавела и Вацлава Клауса, сложно найти политика, который бы так же сильно, как Земан, повлиял на чешскую политику и общество после 1989 года.
Перечисленные политики составляют треугольную конструкцию чешской политики, они олицетворяют три основные ее элемента в той же последовательности, в которой они постепенно появлялись в 90-е годы. Гавел - это свобода, Клаус - капитализм, Земан - пробуждение левых.
Роберт Бржештян (Robert Břešťan), главный аналитик журнала Ekonom: Короткая память и папочка Земан
Политики, как и все остальные люди, несут в себе свою личную историю, которую не стереть. Что касается нового избранного президента Милоша Земана, здесь можно только добавить - к сожалению. Так кто же с марта будет третьим чешским президентом?
Человек, который говорит, что он вышел из-под влияния Мирослава Шлоуфа (Miroslav Šlouf), чтобы в день выборов выпить с ним за свою победу. Человек, кампания которого была очень неоднозначно профинансирована, зато она была однозначно лживой и низкой. И экс-премьер, во время политической карьеры которого происходили удивительные вещи.
Йиндржик Шидло (Jindřich Šídlo), главный аналитик HN: Конец иллюзий городских либералов
Честно говоря, если бы Шварценберг выиграл, это бы означало, что страна за последние несколько лет изменилась гораздо больше, чем все мы в СМИ успели заметить.
Просто у Земана в сегодняшней Чехии больше сторонников, которым действительно важно идти на выборы и голосовать за него. Земан по сути своей представляет большее число чехов, чем Шварценберг, надежды этих людей, мечты, а также их страхи и предрассудки.
Так, после Вацлава Гавела и Вацлава Клауса в Пражкий Град приходит третий человек, принципиально повлиявший на развитие чешской политики в 90-е годы.
Иржи Лещтина (Jiří Leschtina), аналитик. «Напоминание Земана: свободное выражение мнений не подходит»
Милош Земан в своем первом после выборов выступлении не забыл нам напомнить, что свободное выражение мнения он находит несерьезным и неподходящим. Но это нам уже давно известно. Как минимум с тех пор, когда его кабинет министров подавал в суд на MF Dnes из-за дела «Свинец» ( Olovo), или когда Земан лично угрожал уничтожить журнал Respekt.
Петр Камберски (Petr Kamberský), аналитик: Маленькая сказка князя
Карел из Чимелиц проиграл где-то полмиллиона голосов. В этом нельзя обвинить какое-то объявление спецслужб. Карел из Чимелиц проиграл и из-за того, что он напрасно отправил Эдварда Бенеша (Edvard Beneš) в Гаагу, эта ошибка изменила всю кампанию.
Тем не менее, почетное второе место Шварценберга, собственно, сказочно. Кто еще 5-10 лет назад мог бы поверить, что Карел Шварценберг вообще может выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах и в прямой схватке поиграть какое-то считаное число голосов?
Ондржей Тучек (Ondřej Tuček), корректор: Чехия в субботу пережила небольшое землетрясение
Тревога по поводу повышенной сейсмической активности в области Центральной Чехии оказалась ложной. Чешский сейсмологический институт опроверг информацию, что в области Бенешова были отмечены толчки, он также не согласился с данными, что эпицентр находится в области Бланика.
«Что вы пугаете людей? Разве и так мало ужасов?» - так на вопрос агентства WT отреагировал директор института. Ситуацию прокомментировал и пресс-секретарь бланицких рыцарей: «Мы однозначно опровергаем любую информацию о том, что бланицкие рыцари собираются на выезд. Мы никуда не поедем. Ради этого народа мы и пальцем не пошевелим, этот народ не заслуживает и того, чтобы ради него мы будили своих коней. И в будущем на нас уже не рассчитывайте».
Даниэль Аниж (Daniel Anýž), аналитик: Земан во внешней политике может быть хуже Клауса
Евроскептика и в какой-то степени еврофоба Вацлава Клауса сменяет еврофедералист Милош Земан. Во время работы его правительства Чешская республика завершила переговоры о вступлении в ЕС, а последователь Земана Владимир Шпидла (Vladimír Špidla) весной 2003 года мог подписать с ЕС соглашение.
Таким образом, в вопросах европейского Союза отношения Града и Министерства иностранных дел могут быть гораздо лучше, чем при Вацлаве Клаусе. Чешская политика по отношению к ЕС, проще говоря, работа Чехии в ЕС, должна быть дружественнее, проще, целенаправленнее. Хотя все равно два вопроса остаются.
Что показали президентские выборы? Мнения известных людей
Ива Пекаркова (Iva Pekárková), писатель
Выборы подтвердили математически неверное высказывание Земана: у половины людей уровень интеллигенции выше среднего.
Милош Урбан (Miloš Urban), писатель
Чувствующих и думающих людей меньшинство - в чешском народе. Видимо, нам, меньшинству, надо с этим смириться, если мы хотим здесь жить. Может быть, будет не так плохо.
Даниэль Квасничка (Daniel Kvasnička), священник: Кого вы хотите объединять?
Общественная жизнь и выборы президента - это не матч «Спарты» и «Славии». Это не бизнес владельцев клубов, играющих в матчах Лиги! Это не футбол и не хоккей! Государство затрагивает всех нас, не только спортсменов, оно затрагивает и стариков, и еще не рожденных детей. Точно так же национальная сборная, составленная из игроков разных клубов Лиги, играет лишь один эпизод в спортивной жизни, она не играет за будущее государства, которое касается нас всех.
Каждый должен остаться при своем. Или объединение предполагает, что все, кто ни за кого не голосовал, должны были присоединиться к пану, который с 55% голосов отправился в Пражский Град?