Отставшая от конкурентов Blackberry ставит все на запуск двух новых моделей с Blackberry 10, однако не предлагает каких-либо технологических инноваций.
Atlantico: Смартфонная революция опирается на три столпа: постоянное соединение с интернетом, взаимодействие с помощью сенсорных экранов и разнообразие приложений. Сегодня тут и там появляются новые аппараты, которые по сути не предлагают ничего нового. Чего еще можно ждать от смартфонов?
Давид Фейон: Инновации будут происходить на трех уровнях: техника, ПО и данные. Сам смартфон будет развиваться в плане эргономии, легкости в использовании и устойчивости в экстремальных климатических условиях, избегая при этом излишней прочности, которая может прервать цикл обновления смартфонов потребителем.
На уровне ПО появятся функции с 3D, дополненной реальностью. Стоит ждать расширения подключения и усиления безопасности: сегодня смартфоны очень слабо защищены (неэффективные антивирусы, короткие пароли...), и это поднимает вопрос сохранности данных, тем более что сейчас смартфон можно использовать как платежное средство.
Смартфон сможет проявить себя в трех сценариях: как средство электронных платежей, как ключ от дома или машины и как средство установления личности, наподобие паспорта. В результате слияния всех этих ключей в одном устройстве смартфон будет привлекать к себе внимание злоумышленников, и его потребуется обеспечить соответствующей системой безопасности.
— Почему сейчас больше не происходит радикальных инноваций, а появляются лишь пошаговые изменения, которые не совершают переворот в использовании или техническом плане, однако все же приносят ощутимые улучшения?
— Мы находимся в фазе последовательных, а не скачкообразных инноваций, так как индустрия вертится преимущественно вокруг Samsung Electronics и Apple, на которых приходится порядка 50% всего мирового рынка. Инновации будут идти медленно и опираться на соображения маркетинга.
— Чем объяснить постоянный рост стоимости смартфонов, если в них не реализовано ни одной по-настоящему творческой идеи?
— На самом деле цены на смартфоны не растут. Раньше операторы связи предлагали их за небольшие деньги, однако потом наверстывали упущенное с помощью контрактов. Сейчас, с переходом мобильного сектора на более свободную основу экономические модели были переосмыслены, и несколько крупных операторов запустили свои бюджетные бренды, в частности это касается Bouygues, SFR и Orange. Смартфон сейчас чаще не предлагают, а дают возможность выбрать из каталога, в зависимости от места (например, Blackberry среди руководства).
— Какой продукт сможет прийти им на смену?
— Мне кажется, что нас ждет сильнейшее дробление в плане использования: настольные ПК и ноутбуки ощутят на себе удар со стороны планшетов, продажи которых и так уже оставили их позади во многих странах. В любом случае, смартфоны все равно никуда не денутся, о чем говорит и появление их гибридов с планшетами, как, например, Ipad Mini. Кроме того, появятся и другие подключенные к интернету предметы, такие, как часы или даже одежда.
Давид Фейон (David Fayon), эксперт La Poste и член ассоциации Renaissance Numérique.