Политическая борьба, напряженность и сведение счетов в Грузии между новой властью во главе с премьер-министром Иванишвили и оппозицией продолжаются на новых площадках. Теперь стороны оказывают давление друг на друга по вопросу внешнеполитического курса Грузии.
Саакашвили обвиняет власть в намерении отдалиться от Запада и в ориентации на сближение с Россией. В то же время власть отмечает возможность такого последовательного курса, который наряду с устремленностью на Запад предполагает реставрацию разрушенных отношений с Россией.
Курс внешней политики Грузии также найдет свое выражение в конституционных поправках, запланированных на ближайшее время. В то время как оппозиция требует непременного закрепления в новой конституции неизменности прозападного курса Грузии, власть говорит, что это не обязательно, поскольку это и так всем известно.
Пока продолжаются споры, власти Грузии стали предпринимать шаги для возрождения, по крайней мере, экономического направления отношений с Россией, находящихся длительное время в замороженном состоянии. Так, в этой связи 4 февраля делегация во главе с руководителем национального агентства вина Грузии Давиташвили в Москве провела встречу с руководителем Роспотребнадзора Онищенко, на которой обсуждался вопрос о восстановлении импорта грузинских вин в Россию.
После переговоров Давиташвили отметил, что Россия до конца этой весны может начать импортировать и другую грузинскую продукцию. Также сообщается, что на следующей неделе делегация в составе трех экспертов из Роспотребнадзора проведет в Грузии инспекцию винных заводов. Из этих событий понятно, что в ближайшее время может быть начат экспорт грузинских вин и минеральных вод в Россию.
Экспорт вина, минеральной воды и сельскохозяйственной продукции в Россию до 2006 года, по сути, был одной из крупнейших статей экспорта Грузии. От вывоза этих товаров Грузия получала доход объемом в 150-200 миллионов долларов, что соответствовало около 20% общего грузинского экспорта. В 2006 году в результате сближения Грузии с Западом и НАТО Россия ввела эмбарго на импорт данных товаров, объяснив это повышенным содержанием в продукции пестицидов. Часть товаров, которые не приобретала Россия, Грузия направляла на другие рынки, однако российский импорт полностью компенсировать не удалось. По этому вопросу у Грузии по-прежнему существует значительная зависимость от России. Посредством переговоров с Россией Грузия надеется со временем компенсировать эти потери и снова выйти на российский рынок.
В то же время заморожены не только экономические отношения России и Грузии. После четырехдневной войны в августе 2008 года полностью были приостановлены почтовая связь, транспортное сообщение и, конечно, дипломатические отношения. Как известно, в результате этой войны Грузия потеряла Абхазию и Южную Осетию, эти регионы перешли под полный контроль России, они даже провозгласили независимость, и Россия их признала. Следовательно, кто бы ни был у власти, представляется невозможным абсолютный отказ Грузии от потерянных регионов или полная капитуляция в этом вопросе. Поэтому нельзя уверенно утверждать, что Грузия однажды откажется от борьбы за возвращение этих территорий.
На самом деле, когда Иванишвили обещает восстановить российско-грузинские отношения, он также, подразумевая Абхазию и Южную Осетию, отмечает следующее: «Наши надежды на воссоздание территориальной целостности Грузии и построение дружественных отношений с Россией возрастают». Таким образом, говоря об установлении мира с Россией, Иванишвили выражает намерение предпринять шаги и по другому вопросу. Это вопрос об открытии Грузией железной дороги, связывающей Грузию с Россией через абхазский участок. Вместе с тем она связывает с Россией как Грузию, так и Армению. С этой точки зрения в случае восстановления железнодорожного сообщения России и Грузии через Абхазию эта дорога будет считаться важной линией, которая способна оказать влияние как на экономические, так и на стратегические балансы.
В заключение следует отметить, что уже сегодня особых размышлений требует вопрос о том, когда и в каком масштабе усилия властей Грузии во главе с Иванишвили, демонстрирующим решительность в первую очередь в урегулировании отношений с Россией в экономической сфере, смогут отразиться и на других областях (политико-дипломатических и пр.). В этой связи в дальнейшем Турции следует более пристально отслеживать события в данном регионе.